06.05.20

Эскизы истории

12 мая Новосибирскому театру оперы и балета исполнится 75 лет — историю легендарного театра рассказывают экспонаты выставки, к сожалению, пока недоступной зрителям.

Выставка продлится до 20 августа.

Нынешний юбилейный год Победы, к которому мы все так готовились, преподнёс нам немало сюрпризов со знаком «минус» — основные торжества перенесены на осень, отложены выставки и премьеры. Вот и театр оперы и балета, открывшийся 12 мая 1945 года, в свой юбилей не распахнёт двери. Мера вынужденная — театры по всему миру закрыты сегодня в связи с угрозой распространения коронавируса. «Ведомостям» удалось увидеть выставку «Театр Победы», посвящённую Новосибирскому государственному академическому театру оперы и балета (НГАТОиБ, НОВАТ). Она открылась в Новосибирском художественном музее 27 марта, в Международный день театра, уже без зрителей.

Самая первая афиша театра в мае 1945 года, рядом афиша событий к 150-летию А. С. Пушкина 1949 года.

Одиннадцать художников, оформлявших спектакли в разные годы, представляют летопись театра в живописной ретроспективе: афиши, эскизы костюмов и декораций, а также собственно костюмы. Выставка продлится до 20 августа, так что возможность увидеть своими глазами шедевры любимого театра у новосибирцев ещё будет. В отдельном зале — специально созданная видеоинсталляция, где на одной стене транслируются видеофрагменты из сегодняшних спектаклей, а на противоположной стене — документальные кинокадры спектаклей 1960–1980 годов. Эта выставка под названием «Эскизы истории», организованная при поддержке Фонда президентских грантов, также будет открыта в НГХМ после окончания режима самоизоляции.

На входе — пожелтевшая от времени самая первая афиша об открытии театра с полным списком сотрудников от солистов до оркестра и художественно-производственного состава, а также первыми названиями в репертуаре: «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Кармен», «Травиата».

Гаснет в зале свет, открывается занавес, и первое, что видит зритель, — образы, созданные художником, его особый мир. Над спектаклями театра Победы работали выдающиеся художники, составившие славу отечественного театра. На некоторых экспонатах стоят печати музея театра оперы и балета — музея, который новосибирцы вспоминают с особой теплотой. И нынешняя выставка — возможность вернуть утраченное. Эти работы уникальны.

Открывает экспозицию день сегодняшний — визитные карточки НОВАТа: афиши балетов «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», эскизы костюмов к операм «Пиковая дама. Игра» и «Любовный напиток» художницы Жанны Усачёвой.

Эскиз к балету «Щелкунчик», 2013 г., художник Эцио Фриджерио.

Рядом «Щелкунчик» 2013 года — сказочной красоты эскизы к декорациям авторства Эцио Фриджерио, итальянского и французского художника, одного из выдающихся сценографов наших дней, постоянного художника великого режиссёра Джорджо Стрелера; поставленные в их творческом союзе спектакли стали классикой музыкального театра. «Самый замечательный момент — когда появляется новогодняя ёлка. Я увидел этот балет в девять лет, и самым сильным моим впечатлением стало именно появление ёлки. Хотя тогда, конечно, не было таких изысков, как у Фриджерио», — вспоминает куратор выставки, старший научный сотрудник НГХМ Валерий Походня.

Эскиз к спектаклю «Борис Годунов», 1990 г., художник Иван Севастьянов

Живописная картина к опере Чайковского «Чародейка» 1953 года — одна из работ Ивана Севастьянова, выдающегося театрального художника второй половины XX века. Он оформил более 200 постановок в разных театрах страны. С 1952 года был главным художником Новосибирского театра оперы и балета, и это, пожалуй, самый плодотворный период в его жизни — здесь он поставил почти весь классический репертуар, получил звание народного художника РСФСР. В заметках на полях эскизов к «Борису Годунову» художник уточняет цветовую палитру и детали кроя — это уже в 1990-й год, когда он приезжал из Ленинграда в качестве приглашённого художника-постановщика.

Костюмы к балету «Фадетта», 1948 год, Макарий Домрачев

Удивительная лёгкость ощущается в эскизах Макария Домрачева, главного художника Новосибирского театра оперы и балета в 1947–1952 годах. Талантливый художник с удивительной судьбой: из семьи железнодорожного служащего, учился у Добужинского, участвовал в Первой мировой войне, в 1924 году выехал с театральной труппой на гастроли в Харбин и задержался в Китае на двадцать лет, а в 1945-м вернулся и был определён на жительство в Новосибирске. Преподавал в Шанхае европейское искусство, был знатоком китайской архитектуры, его рукопись, над которой он работал с 1930 года, до сих пор не издана. В Новосибирске Макарий Фёдорович оформил 25 спектаклей, работал и с другими театрами.

«Князь Игорь», 1949 год, Серафим Белоголовый

Имя Серафима Белоголового в Новосибирске связано в первую очередь с «Красным факелом», сотрудничать с которым он начал в 1935 году, был главным художником в ту пору, когда театр получил известность как «сибирский МХАТ». На сцене оперного театра он оформил 30 спектаклей, в том числе оперы «Евгений Онегин», «Князь Игорь» «Хованщина». Художник долго и тяжело болел, и только стойкое жизнелюбие позволяло ему побеждать туберкулёз лёгких. Серафим Леонидович как-то попал в автомобильную катастрофу, но не унывал, улыбался и повторял: «Жив, жив курилка…» Умер он 16 ноября 1953 года в Новосибирске, в возрасте 49 лет.

«Айболит», 1947 год, Борис Кноблок

Незаурядный талант Бориса Кноблока красноречиво демонстрируют два эскиза к балету «Доктор Айболит» — за эту работу в 1947 году художник получил Сталинскую премию второй степени. В 1948 году он вернулся в Москву, по проектам Кноблока и при его непосредственном участии был оформлен шестой Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957), а также выступления советских делегаций на многих других фестивалях.

Балет «Маскарад», 1956 г., художник Альбин Морозов

Более сорока лет отдал театру Альбин Морозов, двадцать из них (1965–1984 гг.) был главным художником. Его эскизы очень живописны. К примеру, декорации к балету «Маскарад» по драме Лермонтова выполнены в стиле шахматной игры: на расчерченном квадратами полу персонажи словно пешки, и огромный Арлекин на заднике готов проткнуть их копьём и пригвоздить, как бабочку на булавку. Первое исполнение балета О. Дадишкилиани (либретто) и Л. Лапутина (музыка) состоялось в Новосибирском театре оперы и балета 23 марта 1956 года. В составе театральной труппы участвовал в гастролях НГАТОиБ — в Китае (1957), Египте (1962), Болгарии, Франции и Монголии (1967). Альбин Георгиевич оформил более 50 оперных и балетных спектаклей, ставил спектакли в музкомедии и драматических театрах. До конца жизни (1984) жил и работал в Новосибирске.

Эскизы Игоря Гриневича.

Игорь Гриневич — это целая эпоха в истории театра на стыке нового тысячелетия. Невероятно сказочные декорации к «Спящей красавице» и минималистичные — к «Степану Разину». Среди представленных на выставке и эскизы к опере «Князь Игорь» 2009 года, с отдельным номером «Половецких плясок», — спектакль до сих пор идёт в его оформлении. 27 лет, начиная с 1985 года, Игорь Гриневич был главным художником театра и во многом определял эстетический курс НГАТОиБ. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии, обладатель «Золотой Маски» ушёл из жизни в 2012 году, в возрасте 60 лет.

Эскиз к балету «Баядерка», художник Давид Монавардисашвили. 2007 года. Спектакль до сих пор идёт в его сценографии, как и балет «Корсар». 

Сегодняшний день театра представляют эскизы и костюмы Тимура Гуляева и Елены Олейник. Это новейшая история театра, премьеры 2019 года в постановке главного режиссёра НОВАТа Вячеслава Стародубцева

Работы Елены Олейник.

Это уже совершенно иная эстетика. К примеру, костюмы к «Красной Шапочке» или «Коту в сапогах» Елены Олейник, в прошлом сотрудника «Читагражданпроекта», а ныне модного дизайнера и модельера, из-за нарочитой театральности похожи на объёмные трансформеры.

«Кот в сапогах» Тимура Гуляева.

Эскизы сцен к опере «Кот в сапогах» в исполнении Тимура Гуляева, выпускника Новосибирского художественного училища (мастерская Владимира Фатеева), утончённы, как гравюры, — общим для нескольких листов стал символ горы: она представляется то мельницей, то замком короля, то жилищем людоеда. Гора как образ мира может вместить в себя такие разные смыслы, всё зависит от того, с каким желанием мы вглядываемся в неё. Так и театр — здесь многое зависит от того, что мы увидим и захотим сохранить в себе и что «победит» в нас это художественное откровение.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика