18.02.20

Экстремалы и герои

Объявлены участники и главные темы фестиваля «Ново-Сибирский транзит».

Театр «Красный факел», отмечающий в этом году вековой юбилей, готовится к VI Межрегиональному театральному фестивалю-конкурсу «Ново-Сибирский транзит», с которым связано последнее десятилетие его истории. Форум входит в пятёрку самых престижных театральных фестивалей страны. Откроется фестиваль 20 мая и до 28 мая (по два показа в день), он представит лучшие спектакли театров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Итоговый список из 18 спектаклей-участников после жарких споров экспертного совета объявили на пресс-конференции в театре. Фестиваль проходит при поддержке правительства Новосибирской области.

— За это десятилетие изменился и сам театр, и театральное пространство Новосибирской области, и театральное сообщество России. «Ново-Сибирский транзит» стал культурной институцией, которая выявляет и аккумулирует современные тренды в театральном искусстве, объединяя сообщество театральных людей от Урала до Дальнего Востока, — отметил заместитель министра культуры региона, член жюри V и VI «Ново-Сибирских транзитов» Евгений Сазонов. — В 2020-м фестиваль пройдёт под эгидой национального проекта «Культура», он станет самым масштабным «Транзитом» за всю историю — более 140 заявок. Одна из целей фестиваля — формирование единого культурного пространства для театров и зрителей. И это становится его генеральной миссией.

На площадках «Транзита» работают ведущие критики страны, рождаются новые проекты и обменные гастроли, здесь собираются эксперты и менеджеры. Впервые «Транзит» устраивает шоу-кейс спектаклей. По словам директора «Красного факела» Александра Кулябина, на приглашение приехать уже откликнулись восемь человек — из Финляндии, Франции, Швейцарии, Польши, Германии и Японии. Наконец, этот пьедестал сулит новые победы: к примеру, спектакль «Пианисты» театра «Глобус» стал лучшим на прошлом «Транзите», а после завоевал и «Золотую Маску».

«Дети солнца», театр «Красный факел»

В конкурсной программе этого года — три новосибирские постановки: театр «Глобус» — «Русский роман» Марата Гацалова; «Красный факел» — «Дети солнца» Тимофея Кулябина; «Старый дом» — «Идиот» Андрея Прикотенко. Все три спектакля уже высоко оценены и критикой, и публикой.

— Мы берём хорошие спектакли, а плохие — не берём. Так, не нарушая качества, мы смогли собрать афишу, в которой представлены спектакли, по-разному отражающие наше время, — говорит председатель экспертного совета «Ново-Сибирского транзита», лауреат премии имени Станиславского Олег Лоевский. — Впервые в истории «Ново-Сибирского транзита» один театр сможет привезти два спектакля: несомненные художественные достоинства позволили нам включить две постановки южно-сахалинского «Чехов-центра» — «Грозу» молодого режиссёра, ученика Кирилла Серебренникова Саши Созонова, и спектакль «Экстремалы» Петра Шеревского. Ещё два спектакля представляют Омский академический театр драмы — «Время секонд хэнд» режиссёра Дмитрия Егорова по произведению Светланы Алексиевич и «Дядя Ваня» режиссёра Георгия Цхвиравы.

Уникальными назвал председатель экспертного совета два спектакля по мотивам национальных эпосов — «Три светила» режиссёра Романа Дорофеева в Театре Олонхо (Якутск) и «Аламжи», поставленный учеником Сергея Женовача режиссёром Артёмом Устиновым в Бурятском академическом театре драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ).

— Меня очень интересуют театры малых городов, я всегда стараюсь ездить, иногда вижу, как прямо на глазах театр вдруг меняется. В этот раз я бы хотела отметить Городской драматический театр Шарыпово из Красноярского края — по киносценарию Аки Каурисмяки «Я нанял убийцу», режиссёр Галина Зальцман, — это очень стильно и изящно сделанный спектакль, — говорит известный критик, член экспертного совета «Транзита» Татьяна Тихоновец (Пермь). — Отмечу спектакль Олега Рыбкина в Красноярском драматическом театре имени Пушкина «Мы, герои», со сложившимся актёрским ансамблем. Очень серьёзная, интересная и неожиданная работа — спектакль Курганского театра драмы «Похороните меня за плинтусом» режиссёра Дмитрия Акриша. Не могу не сказать про «Дядю Ваню» Георгия Цхвиравы: это большая форма, на наш взгляд, режиссёр очень остроумно, очень неожиданно и современно решил этот чеховский текст.

Cпектакль «Молодость» Тюменского драматического театра

Эксперт настоятельно рекомендовала не пропустить спектакль «Молодость» Тюменского драматического театра — по мотивам пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне», режиссёр Данил Чащин. Дерзкое по замыслу и воплощению высказывание молодого, но уже очень успешного режиссёра. Появился целый пласт режиссёров, которые ещё вчера-позавчера относились к юным начинающим, а сейчас они ездят на крупные фестивали, номинируются на «Золотую Маску». По словам театрального эксперта Анны Банасюкевич (Москва), этот ряд поколения 30-тилетних стал важным поколенческим рупором в современном российском театре.

— В нашей афише, может быть, недостаточно ярко представлена современная драматургия. Но в ней немало обращений к классике, которая трактуется и ставится как современный текст. И эти известные тексты ты слушаешь заново, потому что режиссёры, соотнося со своим ощущением дня сегодняшнего, вычленяют в этом тексте что-то новое, — утверждает эксперт. — И «Молодость» по мотивам пьесы Тургенева «Месяц в деревне» — это не плетение кружев, как мы привыкли, а конфликт между молодостью и старостью, конфликт взаимного использования и хищничества. И это тот случай, когда адаптация сделана достаточно тонко. То же самое происходит и в спектакле «Наводнение» Сергея Левицкого в Русском драматическом театр им. Н. А. Бестужева из Улан-Удэ. Действие сосредоточено на семейной истории, но за стеной этого дома чувствуешь время, которое в итоге врывается и разрушает дом, и все твои личные конфликты оказываются погребены под какими-то глобальными вещами.

Спектакль «Гроза» южно-сахалинского «Чехов-центра»

Во многих спектаклях фестивальной афиши взаимодействие частной истории и времени становится тем нервом, благодаря которому спектакль втягивает в свою орбиту. Эти сложные времена (а когда они были другими — в России лёгких времён не бывает) требуют осмысления и молодого взгляда. Иногда этот взгляд резкий, жёсткий, критикующий, порой даже безнадёжный, но режиссёры не намерены нас утешать — значит, нужно что-то делать самим.

Специальный гость VI «Ново-Сибирского транзита» — московский Театр им. Е. Вахтангова. В Новосибирск вахтанговцы привезут спектакль «Маскарад» по пьесе М. Лермонтова в постановке худрука театра Римаса Туминаса. В роли Арбенина — Евгений Князев. Билеты в кассах появятся в конце февраля.

Марина ШАБАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up