31.01.19

Шинель для Луны

В театре кукол оживили Гоголя и передали привет Марку Шагалу

 

 

Сразу два спектакля поставила в нашем Областном театре кукол режиссёр из Санкт-Петербурга Анна Бессчастнова, считающая, что сегодня необходимо говорить о любви, одиночестве и мечте.

Прежде чем достичь своей мечты, фонарщику Лукилиану пришлось опуститься на дно морское.

«По дороге за Луной» — философская сказка-притча, написанная самой Анной, бессмертный сюжет в духе «Маленького принца», когда герои пытаются заглянуть за «край бытия» в надеж­де найти там ответы на свои вопросы. Старый фонарщик Лукилиан, мечтающий зажигать на небе звёзды, маленькая рыбка, пожертвовавшая собой ради высокой цели, обидчивая Луна, отвернувшаяся от мира, потому что «её никто не любит», — все герои этой притчи пройдут путь духовной трансформации и обретут своё место в мире. Как в земном, так и в подлунном, ибо этот детский спектакль не только о мечте и христианском принципе жертвы, но и о смерти. И тем более удивительно, что этот спектакль включён в проект «Детки и предки», поддерживаемый министерством культуры НСО, главной концепцией которого является строительство коммуникации между родителями и детьми. Хотя если к разговору о самопожертвовании и смерти подключатся профессионалы психологи, то диалог на трудные, но важные темы может состояться.

Волчья стая освещает путь героя.

Для творческой группы этот спектакль стал первым опытом работы в технике «теневой театр», когда на плоском экране оживает другая реальность — заимствованная из детских снов и фантазий, наделённая тонкими смыслами. Удивительный мир создала художник спектакля Любава Бутакова: открыто-наивный, с добрым творческим приветом Марку Шагалу — его иконописным мудрым ликам и летающим в поднебесье людям. Спектакль ещё не звучит мощным премьерным аккордом: сложный и новый формат, технические притирки, слишком маленький экран для зрительного зала. Но это явление — временное, до премьеры, которая состоится 21 марта, есть время на доработку.

 

Второй спектакль Анны — творческая фантазия на тему «Шинели» Николая Гоголя, кукольный парафраз, где метут пронзительные петербургские метели, где холодно маленькому человеку в каменных анфиладах одиночества и нелюбви.

 

— Для меня «Шинель» — это разговор о любви человека к человеку, — рассказала «Ведомостям» Анна Бессчастнова. — О том, что нам всем нужна любовь, невзирая на возраст, социальный статус и пол. Спектакль закончится, а любовь останется.

Акакий Акакьевич отправляется в департамент.

Спектакль поставлен и сыгран с большой любовью к человеку. Вот в заботливых руках актрис (они же мойры, проводники и сказительницы) рождается Акакий Акакиевич — трогательный, скромный человечек, обречённый на одиночество и насмешки окружающего мира. «Проще любить всё человечество, чем одного человека!» — трагически восклицает он, и Гоголь-провидец современной болью откликается в зрительском сердце. Надменный Петербург забрасывает его снегом, цилиндрами посетителей, насмешками коллег — от них он убегает в сказочный мир букв и каллиграфии, и даже предстоящее повышение по службе не в силах выманить его оттуда. Новая шинель даёт смысл его зябкой жизни и даже скрашивает одиночество, но недолго, нет, недолго вкушает Акакий Акакьевич гордое и маленькое торжество новой жизни — обворованный и посланный вон «большим начальником», он умирает.

 

Несмотря на то, что спектакль идёт всего 45 минут, — он велик, как миры Гоголя. В нём уместился весь Петербург (в стиле иллюстратора Саввы Бродского!) — с его холодными и безжизненными пространствами чиновничьего хтонического мира, где «оставь надежду всяк сюда входящий». Спектакль получился питерским, и, безусловно, он станет большим событием для Новосибирска.

 

Художник-постановщик — Ольга Павлушина. Художник по свету — Вячеслав Ковалёв.

 С большим питерским приветом Анна Бессчастнова.

Наталия ДМИТРИЕВА / Фото Виктора ДМИТРИЕВА

back
up