Шелест балетных пачек
Серебрякова, Коровин, Бакст, Фатеев — в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Театральная коллекция»
Александр Клушин у портрета Екатерины Корчагиной-Александровской.
Выставка, организованная при поддержке министерства культуры НСО, посвящена Году театра в России и знакомит с произведениями отечественного театрально-декорационного искусства из собрания Новосибирского государственного художественного музея (НГХМ) — портреты, эскизы декораций и костюмов, фарфоровые миниатюры. Выставку дополняют фотографии спектаклей новосибирских театров 1960—1990-х из коллекции музея Дома актёра.
Открывает экспозицию галерея живописных портретов. Два из них — кисти выдающегося художника Александра Самохвалова, который в годы Великой Отечественной войны был в Новосибирске в эвакуации с Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина. Художник писал портреты актёров театра, народных артистов — Константина Скоробогатова в роли Суворова и величественной Екатерины Корчагиной-Александровской. Здесь, в Новосибирске, Екатерина Павловна, получив Ленинскую премию, передала все деньги фронту — на них был построен самолёт, на борту которого написали её имя. Оба портрета выставлялись в своё время в Москве, вернулись в «Красный факел», а после основания НГХМ театр передал их музею, где они были отреставрированы.
Есть здесь портреты и известных артистов-новосибирцев — народного артиста РСФСР Владлена Бирюкова работы Петра Чеканцева, а также знаменитого танцора Новосибирского театра оперы и балета, народного артиста РСФСР Анатолия Бердышева, написанный Галины Якубовской. Оба художника работали в Новосибирске, сейчас живут в Москве. Галина Сергеевна как театральный художник ставила спектакли в НГАТОиБ. Особого внимания в этой галерее заслуживает портрет Ангелины Степановой, народной артистки СССР, который писал не менее знаменитый Пётр Кончаловский, портрет датирован 1933 годом. Звезда МХАТа изображена в тёмно-синем платье в мелкий рисунок и… роскошной шубе.
— Этот портрет достался нам в 1960 году. Когда музей был создан, министерство культуры издало приказ о том, чтобы ведущие музеи передавали нам произведения из своих фондов. И Третьяковская галерея передала этот портрет нам, а после специалисты, увидев его, сокрушались, сейчас бы вряд ли отдали, — рассказывает Александр Клушин, куратор выставки, старший научный сотрудник НГХМ, член Союза художников России.
Александр Дмитриевич изучает историю произведений искусства, занимается атрибуционной деятельностью, благодаря чему многие произведения из коллекции НГХМ и изображённые на них персонажи обретают имена. И этот портрет имеет свою историю. Известно, что Ангелина Степанова была женой писателя Александра Фадеева, но это было позже. «Пётр Кончаловский увидел её в этом платье на концентре в московской филармонии в конце 1920-х, был восхищён и пригласил Ангелину Иосифовну в мастерскую писать портрет. Для неё это была счастливая пора. Она встретила свою любовь — Николая Эрдмана, знаменитого драматурга, автора “Самоубийцы”, — продолжает Александр Дмитриевич. — Оба они были на вершине славы, влюблены и планировали сочетать свой брак, хотя у обоих были семьи. Но, к сожалению, за острый язык, за басни и частушки, бросавшие тень на советскую действительность, Эрдмана арестовали и сослали в Сибирь».
Из опубликованной переписки Эрдмана и Степановой стали известны подробности написания портрета. В мастерской было прохладно, и Кончаловский предложил актрисе накинуть шубу. Так в образе молодой успешной актрисы вдруг мелькнул характер боярыни Морозовой, художник был зятем Василия Сурикова и продолжателем его художественных идей…
Здесь же, в первом зале выставки, висит портрет солистки НГАТОиБ Полины Ульяновой, одной из лучших исполнительниц роли Кармен, чьи записи передавали по радио, и юношей будущий искусствовед Александр Клушин бывал на спектаклях с её участием. Писавший портрет Василий Титков явно видел работу Кончаловского, его Ульянова тоже в шубке, но это уже совсем другой характер.
Красота и подлинность — эти два слова определяют театр, который предстаёт перед нами, благодаря экспозиции и тому путешествию в пространстве и времени, которое волей- неволей совершает зритель. Целый зал выставки посвящён творческому наследию художника-сценографа Серафима Белоголового, работавшего в Новосибирске с 1935 по 1953 год. Им было оформлено свыше 60 спектаклей «Красного факела» и 30 постановок театра оперы и балета. «Открывается занавес… Актёры ещё не успели сказать первых слов текста пьесы, а художник уже предстал перед зрителем в своих декорациях, костюмах, мебели, бутафории и реквизите, — писал Белоголовый. — И это первое знакомство со зрителем возлагает на художника большую ответственность. Верно ли он ориентировал зрителя? Убедил ли в правдивости своих декораций… Всё это волнует меня каждый раз, когда открывается занавес».
Жемчужное ожерелье «Театральной коллекции» — произведения выдающихся русских художников начала XX века. Какие здесь имена! Чудная картина Зинаиды Серебряковой «В балетной уборной (Балет “Лебединое озеро”)» 1922 года из серии, которую художница писала в Петрограде перед отъездом в Париж, посещая театр, где работала её дочь-балерина. Рядом с подчёркнутой телесностью образов соседствует нечто эфемерное, воздушное — шелест пачек, шёпот эмоций, шорох желаний. Всего в фондах музея хранится 21 картина Зинаиды Серебряковой, приобретались они, как и многие другие произведения из золотого фонда НГХМ, в период, когда директором галереи была Мария Ивановна Качальская, в 1963—1982 годах.
В этом же маленьком зале настоящие шедевры мастеров кисти и театра — импрессионистский эскиз к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Константина Коровина; созданный специально для знаменитой Матильды Кшесинской изящный эскиз костюма Феи кукол работы Льва Бакста (в самом начале их сотрудничества — 1903-м); новаторские эскизы костюмов брата Николая Эрдмана — Бориса Эрдмана — к спектаклю «Три толстяка» на сцене МХАТа 1930 года; призрачная балерина Владимира Лебедева, написанная ламповой копотью.
В большом зале представлены театральные художники, работавшие в Новосибирске в 1960—1990-е годы. И это целая плеяда талантливых сценографов. Спектакль «Забытый чёрт» в театре «Красный факел» лауреата Государственной премии СССР Василия Шапорина. «Дом Бернарды Альбы» и «В ночь лунного затмения» в неповторимой манере Роберта Акопова. Эскизы декораций Тимура Дидишвили, созданные к спектаклям «Виктор Сорвин и другие», «Настенька», «Мамаша Кураж и её дети». Узнаваемый индивидуальный стиль Владимира Фатеева — в декорациях к спектаклям «Яма» и «Под одной крышей». Здесь эскизы и фотографии к спектаклям, вошедшим в историю театральной жизни города. Такое соседство, по словам Александра Клушина, даёт возможность проследить путь от творческого замысла художника до реальной постановки. «У нас одна душа, одно сердце и одно стремление служить Родине и своему народу», — так сформулировал основной принцип жизни театрального художника Серафим Белоголовый, подписывая для Веры Редлих эскиз к спектаклю «Гамлет».
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА