18.12.19

Цвет и свет Италии

От античных шедевров до впечатлений современников — выставка «Удачная находка в Помпеях» работает в Новосибирском художественном музее.

У офортов Джованни Баттиста Пиранези.

 

Проект, который привёз в наш город Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, объединяет более ста экспонатов — графика, живопись, произведения декоративно-монументального искусства. Своё название проект получил благодаря центральному произведению экспозиции — бронзовой скульптуре «Удачная находка в Помпеях» французского мастера Ипполита-Александра-Жюльена Мулена. Она была создана под впечатлением от статуи танцующего божества плодородия, обнаруженной археологами в 1830–1832 годах в построенном во II веке до нашей эры «Доме Фавна» в Помпеях.

 

 

«Удачная находка в Помпеях» французского мастера Ипполита-Александра-Жюльена Мулена.

 

— Хочу выразить новосибирцам слова благодарности за приглашение. Это наш главный проект, который мы показываем нашим друзьям, — рассказывает Фарида Буреева, директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. — Выставка готовилась нашими сотрудниками очень тщательно. Эти вещи были подняты из фондов, атрибутированы, приведены в порядок. Мы показываем уникальную коллекцию работ Джованни Баттиста Пиранези, в том числе его монументальные офорты, прежде мы никогда не вывозили эти вещи за пределы нашего музея. Для Новосибирска было сделано такое исключение. В это зимнее время мы приглашаем вас совершить путешествие и окунуться в солнечную Италию.

 

Атмосфера на выставке действительно особенная. Проект, который родился в Омске, и теперь начинает своё шествие по региональным площадкам, погружает во времена великих археологических открытий и последовавших за ними культурных преобразований.

 

— Первый раздел связан с величайшими археологическими раскопками и находками XVIII столетия, когда был обнаружен погребённый при извержении Везувия 24 августа 79 года город Помпеи и ещё два города Неаполитанского залива — Геркуланум и Стабии, — говорит Ирина Симонова, замдиректора по научной части Омского областного музея изобразительных искусств, куратор выставки. — Под толщей пепла город сохранился практически в первозданном виде, в Неаполитанском музее хранится даже хлеб, испечённый в Помпеях накануне извержения. Это открытие перевернуло всю культуру Европы того времени. Италия стала настоящей меккой для путешественников, состоятельные семьи отправляли в гран-туры, или образовательные поездки для высших сословий, своих подросших сыновей на один, два-три года, чтобы повысить культурный уровень и приобщиться к истокам европейской цивилизации.

 

Выставку открывают работы Джованни Баттиста Пиранези — замечательного художника-графика, одного из самых знаменитых в Европе, а ещё археолога, участника раскопок Помпеев и Геркуланума. В его «Иллюстрированном описании античного водопроводного канала озера Альбано» детально и художественно прорисовано устройство канала в первой столице древнего Рима, где по преданию родились Ромул и Рем. Здесь можно увидеть и другие работы Пиранези — листы из серий гравюр-офортов «Виды Рима», «Римские древности», «Древности Коры», подробные зарисовки фрагментов большого плана Рима. В этих гравюрах Пиранези и восхищение древней цивилизацией Рима, и понимание неизбежности её гибели. Неаполитанские находки произвели настоящий переворот в культуре Европы и послужили истоком для зарождения стиля классицизм.

 

На выставке представлены также графические листы итальянских мастеров XVIII века, цветные офорты английских граверов XIX века «Виды Греции» по рисункам Эдварда Додвелла и Симона Помарди, «Виды ворот и стен Рима» итальянского гравера Луиджи Ричарделли, «Лондон и его окрестности в девятнадцатом веке» по рисункам английского художника Томаса Шеферда.

 

 

«Остров Капри» кисти Льва Феликсовича Лагорио.

 

Второй раздел — «Путешествие и впечатление» — связан с путешествиями российских художников по Греции и Италии: и живописные пейзажи, и жанровые сцены на античные темы. Будто висящий между небом и морем «Везувий» Гавриила Павловича Кондратенко. Величественный «Остров Капри» кисти Льва Феликсовича Лагорио. Зарисовки из жизни античной деревни — «Рим. Деревня. За водой» Генриха Ипполитовича Семирадского, после окончания Петербургской Академии художеств долгое время жившего в «вечном» городе: как только он познакомился с Римом, вспоминали родственники художника, всё остальное перестало для него существовать. Наполненный солнечным светом и морским влажным воздухом «Торре дель Греко» Алексея Петровича Боголюбова, панорама написана на берегу Неаполитанского залива — с видом от Сорренто на вулкан Везувий.

 

Среди несомненных жемчужин выставки — «Плакетка с изображением голубей и фруктов» Джакомо Рафаэли 1817 года, подписанная самим автором. Редкой художественности образец, выполненный в технике смальты и римской микромозаики.

 

 

«Плакетка с изображением голубей и фруктов» Джакомо Рафаэли.

 

— Эта мозаичная плакетка оказалась в Омске в 1927 году. После Февральской и Октябрьской революций, когда высшее сословие выезжало из страны, оставляя свои дворцы и культурные ценности, был создан Государственный музейный фонд, — рассказывает Игорь Глазов, сотрудник омского музея. — Со временем эти предметы стали передавать в музеи — центральные и региональные, в том числе и в Омск, где уже работал краевой музей, а в 1924 году при нём был создан художественный отдел. Так к нам поступила и эта плакетка. Джакомо Рафаэли — один из очень известных мозаичистов Европы, работал в XVIII — в первой трети XIX веков, происходил из художественной семьи, владел мастерской. К концу XVIII века был накоплен большой опыт в мозаике, в то время она получила название «вечная живопись». В соборах Ватикана заметили, что росписи в силу климатических условий приходят в плохое состояние, и, помимо реставрационных мероприятий, было принято решение сделать копии в мозаике, а это вечный материал. Римская мозаика набирается из тессеров, изготавливаемых из глушёного стекла, такую трубочку разрезали — и вот из этих крошечных столбиков набиралось изображение. Глушёное стекло давало возможность получать большое количество различных оттенков. Мозаичное искусство активно развивалось. И Наполеон I после военного похода в Италию, не имея возможности вывезти во Францию «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, заказал для своего дворца мозаичную копию. Выполнили её мастера во главе с Джакомо Рафаэли — правда, выкупал мозаику уже тесть Наполеона император Священной Римской империи, Австрийский император Франц I. И теперь её можно увидеть в одном из венских соборов.

 

 

Триптих «Дискобол», «С голубями» и «Ода» кисти С. В. Бакаловича, созданный по заказу великого князя Константина Константиновича Романова. Под каждой из картин — стихотворные строки самого заказчика.

 

На выставке «Удачная находка в Помпеях» также широко представлена коллекция произведений декоративно-прикладного искусства — от материалов раскопок древнегреческих городов-колоний на Черноморском побережье, произведённых экспедициями Государственного Эрмитажа, и слепков античных гемм до декоративных панно XIX столетия, выполненных в технике римской мозаики, каменных ваз русских мастеров и европейского фарфора «в этрусском вкусе».

 

Новогодние каникулы — самое семейное время, подходящее для совместных культурных походов. Новосибирский художественный музей подготовил много интересных проектов, знакомство с которыми вызовет фейерверк чувств и новых впечатлений, а может быть, станет поводом для дальнейших самостоятельных изысканий.

 

Выставка проработает до 9 марта. Возрастная категория 12+.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up