29.11.18

Цвет времени

Всё лучшее из запасников и мастерских — сразу три выставки рассказывают о художественной жизни Новосибирска за последние 85 лет

У картины народного художника России Михаила Омбыш-Кузнецова.        

 

Юбилей отмечает Новосибирское отделение Союза художников России (СХР). Событию посвящён масштабный художественный проект «Новосибирск-85», осуществлённый при поддержке министерства культуры региона. Зрителям представлено более 500 работ — произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусств. Справедливости ради, с празднованием юбилея сильно припозднились, юбилейная дата случилась ещё в начале года. Свою историю новосибирское отделение ведёт от Первой краевой художественной выставки, открывшейся 25 февраля 1933 года в краеведческом музее, ныне это здание художественного училища. За эти годы через союз прошли сотни художников: кто-то оставался верен Новосибирску всю жизнь, кто-то уезжал, оставив в фондах музеев свои дары. Сегодня Новосибирское отделение Союза художников России объединяет 92 профессиональных художников, проживающих на территории области.

На выставке в Художественном музее.

 

Долго и тщательно готовили юбилейный вернисаж, куратором проекта стал председатель новосибирского отделения, секретарь СХР, заслуженный художник России Вадим Иванкин. Объединённый художественный проект разместили на трёх площадках — в Художественном музее, Городском центре изобразительных искусств и Арт-центре «Красный». Объёмная ретроспектива рассказывает о том, какие художники работали и работают в нашем городе, что привлекало их внимание и какие события находят отражение в творчестве членов союза сегодня.

Церемония открытия выставки в Новосибирском государственном художественном музее.

 

Все три выставки последовательно открывались 22 ноября. Многочисленная публика кочевала с площадки на площадку. Первой стартовала выставка в Художественном музее, и зал, где состоялась церемония, не смог вместить всех желающих. От имени губернатора Новосибирской области художников и гостей приветствовал его заместитель Сергей Нелюбов. «Все площадки очень наполненные. Эта выставка неразрывно связана с развитием нашего региона и конкретно города Новосибирска. Примечательно, что представлены и работы художников из районов области. Особенностью выставки стал  конкурс детского рисунка, итоги которого будут объявлены 6 декабря», — отметил вице-губернатор, он также вручил нескольким художникам почётные грамоты и благодарности губернатора.

Сергей Нелюбов вручает Почётную грамоту скульптору Александру Крутикову.

 

Наград в этот день было много. Александр Греков, оргсекретарь ВТОО «Союз художников России», приехавший поздравить коллег, вручил награды союза: Золотую медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» — Тамаре Грицук и Евгению Зарембо; серебряную медаль с тем же названием — Сергею Гребенникову, Александру Жукову и Михаилу Казаковцеву. Высших наград за выдающийся вклад в изобразительное искусство России — Золотой медали В. П. Сурикова — удостоены Александр Беляев и заслуженный художник России Владимир Фатеев, а народный художник России Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов — Золотой медали Александра Иванова.

Александр Греков вручает Михаилу Омбыш-Кузнецову высшую награду СХР — Золотую медаль Александра Иванова.

 

Основу выставки в НГХМ составили произведения из фондов музея, дополнена она и работами из мастерских сегодняшних художников, эта первая часть проекта называется «Связь времён». Художника во все времена волновали перемены в общественной жизни и личной судьбе героев. Портреты Ленина и Крупской в исполнении Петра Якубовского, скромно висящие в конце коридора. Красноармеец верхом на коне с картины «Трубач» Эдуарда Гороховского. Три женские фигуры за мытьём окон — «Академгородок. Университет готов» народного художника России, фронтовика Вениамина Чебанова (проходя мимо полотна, студентки художественного училища почтительно шепчутся: «Мы с этой картины копии делали»). Графический пасторальный «Полдень» Якова Яковлева, в начале 1990-х ставшего священнослужителем. Философски воздушное «Посвящение Басё» Владимира Мандриченко. Бронзовый мечтатель (скульптура «Млечный путь») Александра Крутикова, заслуженного художника России. И удивительно согласный хор «Аллилуйя» молодой художницы Евгении Шадриной-Шестаковой. Ярким культурным событием, «творческим смотром художественного потенциала сообщества» назвал выставку директор НГХМ Сергей Дубровин. Сохраняя в своей коллекции лучшие произведения новосибирских мастеров, музей составляет сокровищницу регионального уровня. Из этого богатого наследия «черпают» не только зрители, но и сами художники, на них учатся студенты.

На открытии было много художников. В центре — Евгения Шадрина-Шестакова.

 

— По сути, это фундамент, на котором вырос наш союз художников. Многих художников уже нет в живых. Для нас, новосибирцев, это такой мощный пласт культуры, — говорит Сергей Мосиенко. — Сейчас принято говорить, что в советское время всё делалось по указке партии — это упрощённая модель. У нас и песни были классные, и фильмы, и живописцы, и графики замечательные. Сейчас, к примеру, графикой — гравюрами или офортами — редко кто занимается, потому что это трудоёмкий процесс. Считается, что проще сделать на компьютере. Но это, как у старика Хоттабыча, когда он пришёл с Волькой на футбольный матч и решил каждому футболисту дать по мячу, — игра потеряла всякий смысл. Так и компьютер — хорошее средство, чтобы решать профессиональные задачи. Настоящее искусство это опошляет. А вот этот фундамент, который мы здесь видим, — он остаётся.

Живописец и акварелист Виктор Бухаров.

 

В ГЦИИ выставка называется «Арт-Новосибирск». На двух этажах собраны 150 произведений, здесь не только работы членов СХР, но и художников, чьи творения одобрил выставочный комитет. В отдельном зале — панно, гобелены и скульптура. «Бабушка ангела» Юлии Балаш заботливо вяжет крылья для своего внука. Остановившийся у «Купеческой четы» Надежды Тарасевич ребёнок мечтательно заявляет: «Так и хочется взять и поиграть…».

 

Выставку в Арт-центре «Красный» предваряет исторический экскурс художественной жизни Новосибирска, для воссоздания которого авторы использовали материалы областного архива, каталоги зональных выставок и статьи искусствоведа Петра Муратова. Она так и называется — «Художник. Общество. Вехи». Визуальную линию времени выстроили с помощью произведений, датированных периодом с 1936 года по 1989-й. Их собирали по разным музеям, в том числе с помощью Новосибирского Краеведческого музея и государственных музеев в районах области — Искитима, Колывани, Ордынского, а также Бийского и Новокузнецкого краеведческих музеев. Уже через несколько дней у монументального полотна «Обь» известного новосибирского художника Абрама Бертика, руководившего некогда работами по росписи главного зала Театра оперы и балета, собрались участники студии Владимира Нестерова, и писали с него свои версии успешного обского улова.

В Арт-центре «Красный» у полотна Абрама Бертика «Обь».

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up