18.07.19

Уникальный «Металлист»

Чем примечателен первый звуковой кинотеатр левобережья и почему он должен стать центром культуры — решение о его судьбе должно быть принято до 8 сентября

«Металлист» и сегодня может стать центром культуры.

 

Через две недели исполнится год, как здание бывшего кинотеатра «Металлист» начали сносить собственники. Если бы не заступничество краеведов, общественности и областного управления по гос­охране памятников культурного наследия, на этом месте уже бы высился кран и шла стройка многоэтажки. 1 августа 2018 года был подписан приказ о включение «Металлиста» в список выявленных объектов культурного наследия, но это ещё не охранный статус. Снос остановлен, однако дальнейшая судьба здания до сих пор неизвестна. Прошли две историко-культурные экспертизы: одна выполнена по заказу ООО «Парк Победы» экспертом Р. И. Гаджиевым, вторая — по заказу ГАУ НСО «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области», эксперт Е. Н. Шаповаленко. Однако Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области выразила несогласие с выводами обеих экспертиз,  назначила «повторную» экспертизу и выступила её заказчиком.

Начало 1930-х, кинотеатр строится.

 

Какое значение имеет для города здание по адресу: ул. Римского-Корсакова, 1/1, — об этом говорили на втором заседании общественного совета по сохранению историко-культурного наследия Новосибирска. Своё исследование истории «Металлиста» представил Владимир Авдеев — тот самый аттестованный эксперт, который в мае прошлого года подал заявку на признание здания памятником, известный новосибирский художник и член общественного совета. В квартальной разбивке территория, где сегодня стоит «Металлист», изначально отводилась под спортивно-культурный комплекс, это видно по плану 1932 года. Эту ось продолжает сегодня Монумент Славы. Об открытии первого звукового кинотеатра на левом берегу писала 12 декабря 1934 года газета «Советская Сибирь». Для жителей частного сектора — бывших сёл — и строителей соцгорода на левом берегу это был единственный культурный центр, не считая ДК Клары Цеткин, в то время занимавшего небольшое помещение. Судя по афише 1930-х, «Металлист» встречал зрителей хорошо оборудованным буфетом, немыми картинами, иллюстрирующимися оркестром, и зрительным залом на 1 000 мест.

1950-е. Фото из личного архива Т. Щербиной.

 

«Звуковые кинотеатры строились по новой технологии, они должны были иметь ребристые стены и потолки, и в “Металлисте” это всё было, — рассказывал Владимир Авдеев. — Что касается авторства немецкого архитектора Эрнста Мая, оно нигде не подтверждено. В 1931 году журнал “Бригада художников” сообщал, что перед началом проектирования социалистического города при Кузнецком металлургическом заводе Эрнст Май совершил ознакомительную поездку по городам Кузбасса и Новосибирска (на левом берегу Оби) — иными словами, он приехал осматривать уже строящиеся города. Так что проект нашего кинотеатра ему приписывать нельзя, так же, как и строительство первых домов соцгорода. Подобные кинотеатры были построены в нескольких городах: “Коммунар” в Сталинске (нынешнем Новокузнецке), “Победа” в подмосковных Люберцах и “Авангард” в Березниках. Проект упоминается в разных источниках как типовой, но это не совсем так. Типовые кинотеатры начали строить в стране с 1935 года, согласно постановлению СНК РСФСР. Наш кинотеатр — это повторный проект, но все эти здания разные, общие только детали. Я разговаривал с краеведом В. А. Цыпуштановым из города Березники, который видел проект, так вот создан он был в 19-й мастерской “Моспроекта”».

 

Здание «Металлиста» в плане изображало кинопроектор, из которого лучом выходил зрительный зал. Наш кинотеатр — продукт одной из ветвей конструктивизма — формализма, в котором эксперименты с формой пытались наделить символическим смыслом. С 1932 года начинается смена курса в архитектуре: отказ от простых форм и освоение классического наследия. Так наш «Металлист» оказался последним в этой серии. Издания, посвящённые архитектуре и строительству кинотеатров, вышедшие после 1934 года, о кинотеатрах конструктивисткой эпохи умалчивают, и сами проекты были запрещены к употреблению. «Единственное, что спасло наш кинотеатр после всех этих пересмотров, — то, что он находился не на главной улице. И в отличие от “Коммунара”, его не стали украшать классическим декором», — продолжал эксперт. На фотографиях начала 1950-х перед зданием стоит памятник Сталину. В 1957 году «Советская Сибирь» уже называет «Металлист» широкоэкранным кинотеатром. В зрительном зале провели реконструкцию, в результате которой была увеличена высота зала и поднято выше проекционное помещение — для лучшего раскрытия кинопроекции. Даже в 1970-е годы, когда уже были построены кинотеатры «Аврора» и имени Маяковского, «Металлист» оставался популярным у жителей левого берега. В нём проводились встречи с известными артистами того времени.

 

— У здания очень тяжёлая судьба, — продолжил экскурс в историю Александр Ложкин, советник мэра, член общественного совета и знаток истории архитектуры Новосибирска. — Если в 1960—1970 годы «Металлист» был серым с рустовкой, то в 1990-е он стал белым, это случилось, когда он был приватизирован и перестал быть кинотеатром — точнее, там оставался только небольшой видеосалон, а всё остальное занимал торговый комплекс. Здание тогда было в списке выявленных памятников, что позволило остановить реконструкцию. Такая же борьба была и за сохранение подобного кинотеатра в Березниках; я короткое время работал директором НПЦ в Пермском крае, там в итоге кинотеатр включили в перечень объектов культурного наследия. Новосибирский же кинотеатр — единственный среди этих объектов сохранил подлинные конструкции и конструктивистский облик, и это несомненная ценность.

 

Кроме архитектурной значимости объект несёт и историко-культурную ценность, заметил Игорь Поповский, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ. По его мнению, постановку таких объектов нужно рассматривать в сжатые сроки, а не тянуть до последнего. О значении «Металлиста» для истории города свидетельствуют многочисленные публикации и воспоминания жителей левобережной части Новосибирска, добавил Александр Кошелев, председатель общественного совета, замдиректора Музея Новосибирска.

 

По итогам обсуждения члены общественного совета приняли решение считать обоснованным включение кинотеатра «Металлист» в единый государственный реестр объектов культурного наследия — как объекта, имеющего важное значение для истории Новосибирска. Парадокс в том, что и в наше время на левом берегу ощущается большой дефицит учреждений культуры. Практически не осталось домов культуры: «Металлург» действует как концертная площадка, ДК им. К. Цеткин заброшен. Творческие студии, музыкальные и танцевальные коллективы, которые работают сегодня на арендуемых площадках, могли бы объединиться под крышей «Металлиста» и составить его новейшую историю.

 

Марина ШАБАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up