21.05.17

Улица, фонарь, пивнушка

Подавляющее большинство пивных магазинов расположены на первых этажах жилых домов.

Пиво «заселяется» в новый дом вместе с первыми жильцами.

Первым делом — «наливайка»


Город расширяется: тысячи горожан покупают жильё в свежеотстроенных микрорайонах, осваивая бывшие окраинные территории. И если в эпоху соцреализма строительство нового района начиналось с возведения объектов соцкультбыта, то сейчас ипотечным переселенцам в качестве развлечения предлагаются пивнушки.
— А здесь соседи на выходные шашлыки жарят и пиво пьют, — мой приятель, купивший однёшку в Новомарусино, машет в сторону огромного газона. — А что тут ещё делать, если кроме магазина и пивнухи никакой инфраструктуры в этом районе больше нет? Я сюда только ночевать приезжаю.


И такая картина пивом — практически во всех спальных районах Новосибирска, да и центральная часть города не исключение, потому что по статистике на 100 тысяч нашего населения приходится 55 «пенных» магазинов.


Новосибирский урбанист Дмитрий Лебедев вместе с архитектором Дарьей Кисельниковой провели масштабное исследование под интригующим названием «Кофе против пива: как на привычки влияет городская среда?». Молодые учёные серьёзно озаботились проблемой «наливаек», которые, как поганки после дождя, расползлись по жилым кварталам города. Как шутят новосибирские эксперты по недвижимости, в новых районах тут же заводятся салоны красоты, магазины и «наливайки». Последние прописываются на первых этажах новостроек, которые планируются дальновидными застройщиками уже с учётом предпочтений будущих жильцов.


— Магазины разливного пива появляются во многих новостройках Новосибирска сразу с первыми жильцами, — говорит Дмитрий Лебедев. — Тюменский блогер Аркадий Гершман первым обнаружил эту проблему и жёстко раскритиковал градостроительную политику города, — в частности, микрорайонную застройку, сказав, что она ведёт к деградации населения. Мы решили провести собственное исследование — результаты нас поразили.

 


Рейтинг опьянения городов

Отношение доступности магазинов разливного пива (число объектов в 500 м от дома к числу жителей) к доступности продовольственных магазинов и аптек: чем выше %, тем доступнее пиво.


Сибирское гетто


Существует мнение, что пиво — любимый напиток деклассированных элементов с «заводских районов» левого берега. Мол, на Северо-Чемском и Юго-Западном оно течёт рекой. И большое количество «наливаек» там никого не удивляет: есть спрос — будут предложения, так уж исторически сложилось. Но работа Дмитрия и Дарьи неожиданно вскрыла новую проблему: в российских городах, в том числе и в Новосибирске, больше пьют пенное в новых районах, построенных после 2010 года и удалённых от центра.


— В этих новостройках не живёт контингент «алкогольных войск», — рассуждает эксперт. — Там живут люди, которые берут ипотеку и зарабатывают на её погашение. Они, как правило, имеют машину. Одним словом, народ на пике или в фазе роста карьеры. В этом-то и большой вопрос, открытый исследованием: народ в новых районах живёт благополучный. А пьют — потому что там больше нечем заняться взрослому человеку.


Как доказали те самые британские учёные, среднестатистическому человеку достаточно 66 дней, чтобы сформировать у себя привычку. И не обязательно полезную. Микрорайон удалён от города, не у каждого работающего всю неделю человека хватит мужества поехать в свой законный выходной в центр за развлечениями. К тому же под боком есть молодые соседи, свежий воздух и пивная точка — сезон шашлыков открыт! А привычка провести выходные с пивасиком может закрепиться.


Активные общественники изучили и кофейную карту города, обнаружив печальные результаты: все кофейни, где так здорово собраться за чашкой ароматного напитка с друзьями, в основном дислоцируются в центре и по красной линии. А вот в новых микрорайонах их вообще нет. Хотя кофейни — это даже не общепит, а городская культура общения. Зачем жителям спальных районов эта культура, верно?


— Строительный сектор сидит на субсидиях и подачках земли по бросовым ценам, которые не окупают строительство необходимой инфраструктуры, — высказывает мнение урбанист Лебедев. — И он нам построил гетто, где созданы все условия для личной деградации. К счастью, мы в этой области не лидеры — пивных заведений в спальных районах больше в Барнауле, Омске, Кемерове и Новокузнецке — мы где-то посередине.


Можно поспорить: мол, деградация зависит от самой личности — никто же насильно пиво в тебя не вливает. Приехал с работы в свой спальный район и сразу сел книжку читать. Но молодые учёные уверены — городская среда формирует привычки. И пытаются изменить эту среду. К примеру, Дмитрий Лебедев входит в инициативную группу «Пешеходное движение», которая недавно провела масштабное исследование улицы Ленина — результаты мы публиковали в нашей газете. Молодые и неравнодушные люди считают, что в наших силах сделать городскую среду более комфортной и культурологически наполненной.

  • 15 000 рублей в год в среднем тратят новосибирцы на алкоголь.
  • 86 бутылок пива в год в среднем выпивает новосибирец.
  • 40—50% от оборота магазина формата «в шаговой доступности» составляет продажа пива.


Кризис жанра


А вот пивовары обеспокоены — сибиряки стали меньше пить пива: по данным Nielsen, среднестатистический горожанин сократил потребление этого напитка с 42 до 37 литров в год. И всё это последствия законодательных ограничений и запретов, принятых в отношении пивоваренной отрасли, и неблагоприятная экономическая ситуация.


— Глобальная сеть федеральных производителей сейчас очень плохо себя чувствует, — уверен председатель Новосибирской областной общественной организации производителей и продавцов пивной и алкогольной продукции Алексей Соловьёв. — Они сейчас выживают только за счёт тарирования, потому что разливное пиво продаётся плохо. Дело в том, что потребитель, для которого главное — «эффект напивания», постепенно уходит из сегмента дешёвого пива к более дешёвому, но крепкому алкоголю. Так называемое дешёвое пиво, или, как мы его называем, «жижа», дорожает и больше не устраивает потребителя с городских окраин.


По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, 85% торговых точек, торгующих спиртным, в том числе и пивом, приходится на магазины в жилых домах. И Новосибирск по числу таких пивных впереди планеты всей — у нас что ни пивнушка, то обязательно на первом этаже жилого дома. И зачастую — круглосуточная, работающая в формате «бар-кафе». Понятное дело, что такое соседство жильцам не по нраву и время от времени они локально «бунтуют». К сожалению, правительство РФ не поддержало законопроект, запрещающий торговлю спиртным в жилых домах, мотивируя это тем, что «законопроект несёт серьёзные риски прекращения деятельности добросовестных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, что может привести к сокращению количества торговых объектов шаговой доступности». Хотя в отдельных регионах торговлю спиртным в жилых домах ограничивают на местном уровне. В Амурской области, например.

 


Мы за ЗОЖ!


И теперь немного о борьбе с вредными привычками. В Новосибирске активно заявила о себе общественная организация «Лев Против»: молодые люди спортивного вида забирают в публичных местах у горожан сигареты и бутылки с пивом — в парках, скверах, на набережной, привокзальной площади. Причём действуют напористо и агрессивно: ломают сигареты и снимают противников ЗОЖа на видео. Иногда доходит и до рукоприкладства. Мы связались с создателем новосибирского филиала «Лев Против» Романом Черниковым, и вот что он ответил через соцсеть (орфография и пунктуация автора сохранены): «Добрый вечер, рейды скоро продолжатся, результат мы добились того что молодеж смотря наши видео понимает что пить и курить плохо, отношения к проблеме алкоголя негативное это ужасно что появляется много точек с алкоголем просто уничтожают людей, наживаются на них а все думают что это нормально да и вообще огромная пропоганда алкоголя это ужасно».

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика