15.11.17

«Узники» диссонанса

Рекордный урожай зерна в регионе создал большие сложности для новосибирских аграриев.

Порой новый урожай приходится хранить прямо на улице, под снегом.

В 2008 году Россия впервые в истории преодолела рубеж в 100 миллионов тонн зерна — было собрано 107 млн. Прошлый год подарил нам рекорд — 120,6 млн тонн, в этом году он был превзойдён: общий валовый сбор по стране превысил 130 миллионов тонн. Но оказалось, что к рекордам мы не готовы. Особенно — регионы Сибири, в которых не знают, что делать с излишками зерна. В предыдущие годы Новосибирская область стабильно вывозила за пределы региона около 800 тысяч тонн излишков, но в этом их накопилось порядка 1,1—1,2 млн тонн. Элеваторы затарены, государственные закупочные интервенции, которые могут стать спасением, пока не открыты, и продать зерно даже по низкой цене крестьяне не могут. Все вагоны, находящиеся в собственности у РЖД и крупнейших операторов, заняты на вывозе зерна из европейской части России в черноморские порты.

 

Обеспокоенные ситуацией, депутаты заксобрания на сессии 2 ноября приняли обращения к руководителю Минсельхоза РФ Александру Ткачёву и председателю правления «Россельхозбанка» Дмитрию Патрушеву о необходимости оказания помощи аграриям в реализации рекордного урожая и пролонгации кредитов.

 

Первой реакцией федерального центра стало заседание оперативного штаба Минсельхоза РФ в нашем регионе, которое прошло 13 ноября.  Также в ближайшее время должна состояться встреча врио губернатора НСО Андрея Травникова с министром сельского хозяйства РФ Александром Ткачёвым.

 

На заседании, прошедшем с участием депутатов заксобрания, первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов подчеркнул, что рекорды — это хорошо, и сибирским регионам не стоит останавливаться на достигнутом. На вопрос «А что же делать с излишками?» замминистра посоветовал вкладывать в животноводство и больше заниматься переработкой. Если говорить глобально, то мысли правильные, но они скорее на будущее. А как преодолевать сегодняшний диссонанс между рекордами и убытками аграриев, которые можно предсказать уже сейчас?

 

Первый замминистра сельского хозяйства РФ сказал, что в настоящее время все участники зернового рынка Сибири понимают необходимость слаженного механизма взаимодействия — это, по его словам, признали представители РЖД, элеваторных мощностей, операторы, руководители региональных штабов. «Анализ, который мы провели, позволяет нам понять, что ежемесячная отправка из СФО в объёме не менее 50 тысяч тонн зерна реальна в ближайшие месяцы. Сейчас операторы регионального и федерального рынка зерна заявят в сжатые сроки о ценах и объёмах своих закупок. Полагаем, что эти цены позволят аграриям СФО продать свою продукцию без финансовых потерь», — отметил он и подчеркнул, что ситуация взята на контроль Минсельхозом РФ — через месяц пройдёт повторное заседание по решению этих вопросов.

 

— Судя по тому, как проходил разговор, как были расставлены акценты, очевидно, что документом, положившим начало этому диалогу, было письменное обращение депутатов аграрного комитета, инициатором которого выступил председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, — прокомментировал итоги заседания оперативного штаба первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров. — Совместными усилиями с врио губернатора Андреем Травниковым подключены силы и средства, способствовавшие проведению заседания антикризисного штаба именно в Новосибирске. Ситуация сложная, но, как видно по итогам встречи, к её решению уже приступили.

 

Обсуждение темы продолжилось и на заседании комитета заксобрания по аграрной политике. Министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин отметил, что по планам вывоза зерна нам необходимо более 8 300 вагонов, но одномоментно на всей сети Западно-Сибирской железной дороги в разных регионах, находится максимум 750 вагонов. Срываются контракты, в том числе и экспортные; кроме того, в субсидирование железнодорожных перевозок зерна, которое сегодня составляет порядка 800—900 рублей за тонну, до сих пор не включены такие направления, как Китай и Монголия. Железнодорожные тарифы выросли более чем на 1 000 рублей к уровню прошлого года, а рыночная цена внутри России в любом случае вынуждает аграриев продавать урожай существенно ниже себестоимости.

 

Говоря о конкретных мерах поддержки внутри региона, заместитель председателя комитета Денис Субботин предложил скорректировать меры господдержки селян в будущем году.

 

— Очень немногие выйдут из этого года без убытков, и если мы будем давить на аграриев, требовать от них новых рекордов, то получим «бумажные» гектары, на которых будет выращиваться «бумажное» зерно, — сказал парламентарий.

 

Василий Пронькин отметил, что региональные меры поддержки менять можно, но для этого необходимо создать совместную с депутатами рабочую группу и принять взвешенное решение. Председатель комитета Олег Подойма добавил, что заниматься решением проблемы урожая нужно начинать уже весной. Необходимо планирование такой системы посевных площадей и выбора культур, которые позволят осенью продавать востребованное зерно по хорошей цене и не зависеть от падения стоимости основной сельскохозяйственной культуры — пшеницы.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото автора

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика