Три века портрета
Каждый может выступить в роли экспоната на выставке портретов из фонда Музея В. А. Тропинина.
Директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов и директор Музея Тропинина Ольга Журавлёва.
Всматриваясь в эти лица, можно представить характеры и бытовые привычки, раскрыть целый образ, созданный автором, и увидеть время. Выставка «Портрет в перспективе» — совместный проект московского Музея В. А. Тропинина и Новосибирского государственного краеведческого музея, который готовили больше девяти месяцев. Специально под проект было создано особое пространство в Колонном зале НГКМ. Ценный груз доставили в Новосибирск в бронированном вагоне.
История портрета в России как жанра начинает формироваться только в петровскую эпоху, в XVII веке, когда от лика святых и иконописи художники обращаются к изображению человека. Выставка в НГКМ даёт возможность представить, как развивался портретный жанр, а вместе с ним и интерес к человеческой индивидуальности. Кроме того, это и исторический экскурс — смена представлений о человеческой красоте, моде и социальной иерархии. Каждый портрет сопровождает краткая справка об авторе и его модели, не прочитать их — значит, не понять контекста. Автор кураторских текстов — Ксения Рашковская, учёный секретарь музея В. А. Тропинина. Ретроспектива развёрнута картинами Алексея Антропова, Ивана Аргунова, Фёдора Рокотова, Василия Тропинина, Платона Дубровина, Александра Маковского и других художников. Большое влияние на формирование русской портретной живописи оказали иностранцы, приглашённые в Россию, — Карл Лаш, Луи Каравак, Дамон Ортолани, Герхард Кюгельхен, Анри-Француа Резинер, Пьетро-Антонио Ротари и другие. Проект охватывает три столетия русского портретного искусства — со второй половины ХVIII века до середины ХХ века. И вот эту ближнюю историю к коллекции тропининцев дополняют картины Новосибирского краеведческого музея — портрет работы одного из первых художников Новониколаевска (Новосибирска) Павла Якубовского и две картины Николая Смолина, среди них парадный послевоенный портрет легендарного Александра Покрышкина 1947 года.
— Музей Тропинина привёз настоящие шедевры с громкими именами, мы же добавили всего три работы, которые относятся к советскому периоду. И это именно то, что, с нашей точки зрения, и является хорошим портретом, и имеет историческую ценность, — заметил Андрей Шаповалов, директор НГКМ.
Особое место на выставке занимает портрет императрицы Екатерины II, написанный в 1760-е годы Фёдором Рокотовым. По признанию Ольги Журавлёвой, директора Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, — это своеобразный подарок Новосибирскому краеведческому музею к его 100-летию как отсыл к истории монетного двора, на месте которого расположен музейно-туристический комплекс «Завод-Сузун. Монетный двор» в Сузуне.
Галерейная развеска в один ряд, когда работы висят на таком уровне, что общение с шедевром наиболее близко, — дополнительный бонус для зрителя, возможность рассмотреть тончайшие детали подёрнутых патиной кракелюров и невероятно прекрасных в этом свете и пространстве картин.
От напудренных париков — до народного и детского портрета. Бледность лица Прасковьи Мятлевой, фрейлины Екатерины II, на портрете работы неизвестного художника круга Левицкого — Рокотова 1780-х годов, густо подчёркнута румянами — характерный портрет в стиле барокко. В это время персонами для портретов могли быть только коронованные особы и знать. Здесь важен не просто человек, а то, какое место он занимает на социальной лестнице. Принадлежность к социальному этажу демонстрирует целый ряд портретов, в том числе красавицы Александры Васильевны Браницкой, написанный английским живописцем Ричардом Бромптоном, и портрет статс-дамы Агриппины Леонтьевны Апраксиной с елизаветинской лентой кисти главного художника Синода Алексея Антропова. С большой внимательностью к индивидуальности и внутреннему миру человека подходит Василий Андреевич Тропинин, переписавший, по словам современников, пол-Москвы. Выдающийся живописец-портретист оставался крепостным графа Моркова, выполняя обязанности домашнего слуги, получил вольную только в 47 лет, и то под давлением общественности, а через год, в 1824 году стал академиком Императорской академии художеств. На выставке представлены парные портреты купцов Мазуриных работы Тропинина.
Зоной зрительной разрядки непременно станет пустая рама — посетителю предлагается стать лицом для портрета ХХI века. И вот тут оказывается, что настоящий портрет требует от человека осознания собственного достоинства.
Выставка должна была открыться в НГКМ в мае, и окружение для неё было соответствующее — выставка «НОВАТ сегодня» к 75-летию Новосибирского театра оперы и балета. И спустя время это соседство живописи и театрального искусства оказывается очень выразительным. Прекрасные и задумчивые лица людей перекликаются с кукольными копиями персонажей НОВАТа, по-театральному яркие костюмы подчёркивают утончённость кружев на портретах художников, а пуанты Анны Жаровой под балетными пачками придают экспонатам неожиданное движение и лёгкость.
Выставка «Портрет в перспективе» продлится до 6 декабря.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА