17.09.20

Три века портрета

Каждый может выступить в роли экспоната на выставке портретов из фонда Музея В. А. Тропинина.

Директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов и директор Музея Тропинина Ольга Журавлёва.

Всматриваясь в эти лица, можно представить характеры и бытовые привычки, раскрыть целый образ, созданный автором, и увидеть время. Выставка «Портрет в перспективе» — совместный проект московского Музея В. А. Тропинина и Новосибирского государственного краеведческого музея, который готовили больше девяти месяцев. Специально под проект было создано особое пространство в Колонном зале НГКМ. Ценный груз доставили в Новосибирск в бронированном вагоне.

История портрета в России как жанра начинает формироваться только в петровскую эпоху, в XVII веке, когда от лика святых и иконописи художники обращаются к изображению человека. Выставка в НГКМ даёт возможность представить, как развивался портретный жанр, а вместе с ним и интерес к человеческой индивидуальности. Кроме того, это и исторический экскурс — смена представлений о человеческой красоте, моде и социальной иерархии. Каждый портрет сопровождает краткая справка об авторе и его модели, не прочитать их — значит, не понять контекста. Автор кураторских текстов — Ксения Рашковская, учёный секретарь музея В. А. Тропинина. Ретроспектива развёрнута картинами Алексея Антропова, Ивана Аргунова, Фёдора Рокотова, Василия Тропинина, Платона Дубровина, Александра Маковского и других художников. Большое влияние на формирование русской портретной живописи оказали иностранцы, приглашённые в Россию, — Карл Лаш, Луи Каравак, Дамон Ортолани, Герхард Кюгельхен, Анри-Француа Резинер, Пьетро-Антонио Ротари и другие. Проект охватывает три столетия русского портретного искусства — со второй половины ХVIII века до середины ХХ века. И вот эту ближнюю историю к коллекции тропининцев дополняют картины Новосибирского краеведческого музея — портрет работы одного из первых художников Новониколаевска (Новосибирска) Павла Якубовского и две картины Николая Смолина, среди них парадный послевоенный портрет легендарного Александра Покрышкина 1947 года.

— Музей Тропинина привёз настоящие шедевры с громкими именами, мы же добавили всего три работы, которые относятся к советскому периоду. И это именно то, что, с нашей точки зрения, и является хорошим портретом, и имеет историческую ценность, — заметил Андрей Шаповалов, директор НГКМ.

Особое место на выставке занимает портрет императрицы Екатерины II, написанный в 1760-е годы Фёдором Рокотовым. По признанию Ольги Журавлёвой, директора Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, — это своеобразный подарок Новосибирскому краеведческому музею к его 100-летию как отсыл к истории монетного двора, на месте которого расположен музейно-туристический комплекс «Завод-Сузун. Монетный двор» в Сузуне.

С передвижными проектами Музей В. А. Тропинина выезжает 2-3 раза в год, но так далеко свои картины ещё не вывозил.

Галерейная развеска в один ряд, когда работы висят на таком уровне, что общение с шедевром наиболее близко, — дополнительный бонус для зрителя, возможность рассмотреть тончайшие детали подёрнутых патиной кракелюров и невероятно прекрасных в этом свете и пространстве картин.

От напудренных париков — до народного и детского портрета. Бледность лица Прасковьи Мятлевой, фрейлины Екатерины II, на портрете работы неизвестного художника круга Левицкого — Рокотова 1780-х годов, густо подчёркнута румянами — характерный портрет в стиле барокко. В это время персонами для портретов могли быть только коронованные особы и знать. Здесь важен не просто человек, а то, какое место он занимает на социальной лестнице. Принадлежность к социальному этажу демонстрирует целый ряд портретов, в том числе красавицы Александры Васильевны Браницкой, написанный английским живописцем Ричардом Бромптоном, и портрет статс-дамы Агриппины Леонтьевны Апраксиной с елизаветинской лентой кисти главного художника Синода Алексея Антропова. С большой внимательностью к индивидуальности и внутреннему миру человека подходит Василий Андреевич Тропинин, переписавший, по словам современников, пол-Москвы. Выдающийся живописец-портретист оставался крепостным графа Моркова, выполняя обязанности домашнего слуги, получил вольную только в 47 лет, и то под давлением общественности, а через год, в 1824 году стал академиком Императорской академии художеств. На выставке представлены парные портреты купцов Мазуриных работы Тропинина.

Пространство выставки организовано так, что посетитель может двигаться по хронологии со времени формирования портретной живописи — слева направо, или наоборот, совершая путь от ХХ века к XVII, к истокам жанра.

Зоной зрительной разрядки непременно станет пустая рама — посетителю предлагается стать лицом для портрета ХХI века. И вот тут оказывается, что настоящий портрет требует от человека осознания собственного достоинства.

Выставка должна была открыться в НГКМ в мае, и окружение для неё было соответствующее — выставка «НОВАТ сегодня» к 75-летию Новосибирского театра оперы и балета. И спустя время это соседство живописи и театрального искусства оказывается очень выразительным. Прекрасные и задумчивые лица людей перекликаются с кукольными копиями персонажей НОВАТа, по-театральному яркие костюмы подчёркивают утончённость кружев на портретах художников, а пуанты Анны Жаровой под балетными пачками придают экспонатам неожиданное движение и лёгкость.

Выставка «Портрет в перспективе» продлится до 6 декабря.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up