Торговля – «двигатель» всего
Глава минпромторга НСО Николай СИМОНОВ убеждён, что в регионе сегодня есть всё, а если чего-то нет, то при наличии спроса завтра будет.
Формальным поводом для встречи «без галстука» с врио министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николаем Симоновым стал День работника торговли России, отмечавшийся в минувшие выходные, но о самом празднике говорили мало. Диалог с представителями предприятий торговли и общественного питания, розничных и оптовых компаний, продавцами ГСМ и начинающими предпринимателями вышел за отведённые временные рамки и затронул множество вопросов, волнующих сегодня бизнес.
Не будет преувеличением сказать, что именно торговля является самым всеобъемлющим, самым большим и реальным сектором экономики нашего региона. Каждый день мы все — от первоклашки, которому мама дала денег на мороженное, до губернатора — являемся покупателями и потребителями. Оборот оптовой, розничной торговли и общественного питания в Новосибирской области превышает 2 триллиона (!) рублей в год, торговое обслуживание осуществляют почти 33 тысячи объектов потребительского рынка, а заняты в этой сфере почти 10% населения региона — более 264 тысяч человек.
По доле в валовом региональном продукте (ВРП) Новосибирской области торговля занимает 1-е место (19,4%), хоть на немного, но всё-таки обходя промышленность. Торговля демонстрирует ежегодный прирост оборота, нередко измеряемый двузначными процентными показателями. Одним из верных признаков кризиса считается снижение потребления, но если посмотреть на статистику, то у нас скорее подъём, а не спад.
Как отметил Симонов, Новосибирская область — безусловный лидер Сибири и Дальнего Востока не только по большинству количественных показателей, но и по форматам, и разнообразию потребления. Проще говоря: у нас есть всё, а если чего-то нет, то при наличии спроса завтра обязательно будет. Есть, конечно, не самые привлекательные и не совсем законные форматы торговли типа пивных магазинов в спальных районах, маскирующихся под точки общественного питания, но в целом у нас и спектр предложений широк, и конкуренция во многих сегментах серьёзная.
Новосибирская область является и одним из лидеров по государственной поддержке торговли. При этом государственные программы и другие инструменты помощи показывают крайне высокую эффективность на фоне довольно скромного бюджетного финансирования. Основные направления государственной поддержки, по словам Николая Николаевича, — это организация оптово-розничных ярмарок в районах области и в Новосибирске, а также компенсация части затрат организациям, осуществляющим выездную торговлю в малых населённых пунктах, где отсутствуют стационарные торговые объекты.
— Это и поддержка небольших производителей продуктов, и увеличение разнообразия продуктов для самих жителей, поэтому власти региона продолжат поддерживать эти направления, — подчеркнул Симонов. — Что касается более крупного торгового бизнеса, то мы не остаёмся от него в стороне, но сама система господдержки устроена так, что это не просто раздача денег, а компенсация части уже вложенных инвестиций. Только в прошлом году в строительство новых торговых объектов бизнес инвестировал около 7 миллиардов рублей. При том что бум строительства крупных торговых центров прошёл. В этом году цифры, думаю, будут сопоставимыми.
Нельзя не отметить и работу двух фондов, существующих в НСО с 2009—2010 годов, — фонда микрофинансирования, выдающего займы до 3 млн рублей под «приятные» проценты — от 7,25 до 9, а также гарантийный фонд. За время существования фонд микрофинансирования выдал 2 557 займов на 2, 273 млрд рублей (более половины займов — как раз для торговли и общественного питания). Гарантийный фонд выдал гарантий на 13 млрд рублей, благодаря которым бизнес привлёк 26,5 млрд кредитных ресурсов (45% из них — торговля). Как говорится, грех жаловаться, хотя требования в фондах довольно жёсткие и удовлетворяется только треть заявок.
Кроме того, региональный минпромторг активно работает с ассоциацией рестораторов и отельеров. Помимо проведения «Сибирского кулинарного Кубка», который является не только местом демонстрации мастерства, но и обучающей площадкой, сейчас готовится к запуску ещё один интересный проект — «Поварская книга». По задумке каждый район области представит в этом издании свой уникальный рецепт или аутентичное блюдо. Помимо практического кулинарного применения, книга может способствовать и развитию внутреннего туризма, дополнительной приманкой для гурманов.
Спектр вопросов, интересовавших представителей отрасли, был самым разным — в зависимости от направлений деятельности и объёмов бизнеса. Кого-то из начинающих волнует элементарные трудности с поиском площадей для аренды в Новосибирске (оказывается, это не так просто), а некоторые мыслят глобально и предлагают министру оказать поддержку в экспансии наших продовольственных товаров на российские и зарубежные рынки. Тем, кому нельзя было помочь сразу, Симонов назначил личные встречи и пообещал с помощью специалистов министерства помочь в решении проблем.
Представителей сельской торговли волновали ставки земельного налога для объектов торговли, которые регулируются на уровне муниципалитетов. Зачастую они максимально высокие из всех возможных по закону значений, что мешает развитию предприятий. Симонов сказал, что тут нужно договариваться с главами районов и муниципалитетов, с депутатами, высказал готовность при необходимости в этом поучаствовать, а также рассказал известную и поучительную историю:
— Года четыре назад меня обвиняли чуть ли не в прямом лоббировании интересов трёх крупнейших пивоваренных компаний, работающих на территории области. Меня «склоняли» в СМИ, депутаты Законодательного собрания раскололись примерно поровну в своих оценках, но время показало, что я был прав. Налог на прибыль является прерогативой области и может составлять от 14 до 18,5 процента. Естественно, для пивоваров установили максимальную ставку, поскольку финансистам очень сложно отказаться от рубля в бюджет сейчас, имея призрачную перспективу получить два рубля позднее. Я предложил компаниям прогрессивную шкалу скидок: увеличиваете производство на 2 процента, ставка налога снижается на один, увеличиваете на 4 процента — на два и так далее. В итоге льгота по налогу на прибыль для пивоваров составила 90 миллионов рублей, но за счёт увеличения производства, продаж и поступлений от акцизов бюджет области получил около миллиарда рублей. Так что в этих вопросах нужно быть гибче, и в районах тоже есть смысл задуматься о поддержке торговли, если налоговые льготы сейчас помогут получить больше налогов потом.
Один из бизнесменов, занимающийся продажей ГСМ, в качестве хобби решил открыть небольшой магазин настоящих фермерских товаров, но столкнулся с огромным количеством сложностей из-за введённой с начала 2018 года федеральной государственной информационной системы «Меркурий», предназначенной для электронной сертификации и отслеживания товаров, поднадзорных ветеринарному контролю. Предприниматель только в оборудование вложил 5 миллионов рублей, четыре раза менял проект магазина из-за требований ветеринаров, а по факту его чуть ли не вынуждают покупать продукцию не у фермеров, а у крупных агрохолдингов.
— Сложности есть, — согласился Симонов, — по «Меркурию», если честно, пока всё довольно запущено. Как и в ситуации с онлайн-кассами тут дело не в том, что идея плоха, — наоборот. Подводит поспешность при её реализации, к которой бизнес на местах зачастую оказывается не готов. Та же ЕГАИС (система государственного контроля за объёмом производства и оборотом алкогольной продукцией), к примеру, внедрялась плавно и показывает сегодня хорошие результаты по налогам и акцизам. «Меркурий» курирует минсельхоз, а не наше министерство, так что пока мы можем работать с вами только в ручном режиме, но когда система заработает нормально, то всё будет гораздо проще.
Серьёзный, заинтересованный и не совсем праздничный диалог бизнеса с министром мог продолжаться бесконечно, но даже полутора часов хватило, чтобы понять главное: министерство уверенно держит руку на пульсе торговой жизни региона и не оставит без внимания и поддержки одну из самых сложных, важных и нужных отраслей региональной экономики.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА