22.03.23

Создавая миры

Писатель-фантаст Вячеслав ШАЛЫГИН — о поисках героя, фантастических моментах реальности и книгах по компьютерным играм.

ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЫГИН
Родился 9 февраля 1968 года в Новосибирске. После окончания школы поступил в Новосибирский медицинский институт, однако после первого курса был призван в армию. В 1988 году вернулся и продолжил учёбу. В 1999 году вышел первый роман писателя «Экзамен для гуманоидов». Наиболее активный период творчества — 2000–2017 годы, написал 57 романов и повестей, общий тираж — 1,5 млн экземпляров. Среди созданных им циклов книг: «Частный детектив Вадим Туманов», «Воины звёзд», «Преображенские», «Провокатор», «Сокол», «Абсолютный воин».

Новосибирский писатель-фантаст с всероссийской известностью Вячеслав Шалыгин в своё время создал трилогию по миру компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R, по одной из этих книг — «Обратный отсчёт» — чуть было не сняли фильм совместно с Голливудом, но грянул кризис. Он создаёт свои миры, заглядывая в далёкое будущее, так в цикле произведений «Абсолютный воин» описывает расу суперлюдей, овладевших новейшими технологиями и заселивших планеты и спутники Солнечной системы. Вячеслав Шалыгин занимается общественной работой, входит в состав жюри многих конкурсов, вот уже 20 лет является членом Совета по фантастической и приключенческой литературе при Союзе писателей России, дружит с известными фантастами современности, при этом остаётся удивительно скромным человеком, работает врачом УЗИ. Дважды входил в писательский пул Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно», который ежегодно проводит Новосибирская государственная областная научная библиотека.

Это интервью мы записывали в Новосибирской областной юношеской библиотеке, на встрече, посвящённой 55-летию писателя, и часть из этих вопросов ему задали юные читатели.

— Вячеслав Владимирович, это правда, что ваш писательский талант открылся в шестом классе?

— Это был рассказ на заданную тему, учитель биологии решила нас заинтересовать, мы как раз изучали геологические периоды — пермский, триасовый, юрский. Чтобы в голове это всё уложилось, она предложила написать рассказ. В это время на Земле росли гигантские хвощи и папоротники, я написал о том, как люди попадают туда на машине времени и начинают это всё изучать. В моём рассказе не было ничего оригинального, но он был построен по законам жанра — завязка, развитие событий, кульминация, поворот сюжета, развязка. Учитель вывела меня к доске, я прочитал рассказ, всем понравилось, в основном потому, что целый урок можно было ничего не делать. После этого я начал пробовать писать — наивно, по-детски. Хотелось, конечно, где-то засветиться, в юности, как все, писал стихи, отсылал их в «Уральский следопыт», но из этого ничего не получилось. Где-то у родителей эти мои детские опыты до сих пор лежат.

— Родители как-то связаны с литературой?

— Нет, у нас династия врачей, и я её продолжаю, и дочь моя. Она работает травматологом, я занимаюсь ультразвуковой диагностикой, отец был рентгенологом, брат — хирург. А вторая часть нашего семейства — преподаватели и учителя.

— Профессиональные знания вам в писательстве помогают?

— Безусловно, в каждой моей книге есть какой-нибудь доктор. И приятелей-писателей консультирую. Семья фантастов — большая, по всей стране и за рубежом. Мы, в отличие от других писателей, детективистов, например, частенько собираемся. Раньше это было организовано, существовало несколько конвентов писателей и любителей фантастики — Роскон в Москве, Интерпресскон в Питере, «Звёздный мост» в Харькове. Мы собирались по два раза в год в разных городах, общались, обменивались опытом, поэтому все знакомы и дружны.

— Был период, когда вы ушли из медицины и целиком посвятили себя творчеству, а сейчас снова работаете врачом. Почему?

— Если бы я не ушёл в 1990-х в писательство, не было бы такой производительности тогда — двум богам служить нельзя. Последние 7-8 лет я действительно ближе к медицине. Во-первых, потому что тогда книги были книгами, а не электронными текстами, как сейчас, и я мог на это жить нормально. Сейчас всё иначе, писательство стало, скорее, хобби. Гонорар начисляется с бумажных изданий, у меня выходит по одной-две книги в год. Невозможно жить в мире, который ты выдумываешь, нужно жить в реальном, приходится зарабатывать. Я работаю в первичном звене — в Центре амбулаторной помощи, поэтому весь интеллектуальный и прочий потенциал задействован.

— Ваш герой в повести «Найти героя» думает одно, а действует иначе, потому что его мысли известны тем, кто за ним следит. Человек — это ведь то, что он думает?

— Это была попытка на пике творчества, так сказать, написать какую-то притчу, попытаться переосмыслить — что из себя представляет человек, как он думает, проследить ход его мыслей. До этого я тренировался, как правильно конструировать миры, описать всё, что происходит там. А здесь уже начались изыскания внутреннего мира героя, чтобы он был убедительным, необычным, ярким.

— Там и конструкция неожиданная: Земле грозит катастрофа, и это такая ловушка, потому что один из главных страхов человечества — это потерять земную твердь под ногами, но в конце оказывается, что герой вовсе не тот, кем кажется, и сама катастрофа — обман…

— И в жизни так часто происходит. Если всмотреться, часть того, что нас окружает, — пустышка, а другая половина, которую все считают незначительной, вдруг оказывается фундаментом, настоящим, за что стоит бороться. Приведу грубый пример: реальное производство и биржа, считается, что самые большие деньги крутятся на бирже, а производство — черновая рутина, но ведь без него и биржи не будет. Вот и разбираемся с этим через внутренний мир героя.

— Можете назвать пять книг в жанре фантастики, которые оказали на вас влияние?

— Назвать могу не конкретные книги, а авторов, которые стали для меня ориентиром. Если говорить о глобальности миров — это Айзек Азимов, Роберт Хайнлан, Роджер Желязны. Если про динамичность развития сюжета — тут Гарри Гаррисон, мне посчастливилось быть знакомым с ним, в 2008 году встречались. Если про элегантность сюжета — это Роджер Желязны, братья Стругацкие, Александр Беляев. А ещё авторы, которые никакого отношения к фантастике не имеют, например, Ильф и Петров, в юности романы «12 стульев» и «Золотой телёнок» были моими настольными книгами.

— По вашему роману «Обратный отсчёт» чуть было не сняли фильм в Голливуде. Почему не случилось?

— Уже был написан авторский литературный сценарий, дело было в 2008 году, а поскольку финансирование было «буржуйское» и у них там грянул кризис, этот проект свернули. Сумма была приличная, в актёрском составе — 80% приглашённых звёзд, в эпизодической роли полковника Паркера должен был сниматься Брюс Уиллис. Тогда уже был опыт «Ночного дозора» — это же голливудская совместная история, хотели в эту волну попасть. Но не случилось — значит, не судьба.

— Как вы придумываете своих героев?

— Вообще, герой любой книги — это сам автор, просто он берёт какие-то черты знакомых или незнакомых людей, пропускает через себя и создаёт образ в соответствии с задачами, которые стоят перед ним по сюжету. Так что приходится отчасти быть актёром, проигрывая внутри себя эту новую жизнь, новую ипостась.

— Кто из ваших героев вам ближе всего?

— Есть герой, с которым я больше всего общаюсь, — это Андрей Лунёв, он начал свой путь с вселенной S.T.A.L.K.E.R. Когда эта игра только задумывалась, нас, Алексея Калугина, Василия Орехова, Романа Глушкова, в целом человек семь, пригласили её создатели и предложили написать серию книг на эту тему, самой игры ещё не было — показали только серию карточек. Так что мы не были ограничены, и каждый создавал своего героя для этой серии. Я создал своего Лунёва, написал трилогию — «Обратный отсчёт», «Чёрный ангел» и «Тринадцатый сектор», а потом он отошёл в другую вселенную, затем в третью, в общем начал путешествовать по мирам. И получилось так, что мы с ним сроднились, десять книг с его участием написано. А так все любимые, они как дети мне дороги, даже отрицательные персонажи.

— Вы хотели бы жить в одной из своих вселенных?

— Нет, потому что любая вселенная строится на конфликте, а хочется жить спокойно. Было время, когда мы с Алексеем Калугиным и Романом Глушковым создавали вселенную «Сезона катастроф», то есть сначала придумали её, а потом каждый из нас написал серию своих книг. И в процессе творчества мы всё время обменивались информацией, у нас были перекрёстные события и герои. А сейчас, оказалось, мы практически живём в такое время, многое было предсказано, а это были 2013–2014 годы.

— Вы придумали уже довольно много миров. Фантазия не иссякла, не становится со временем всё сложнее придумывать?

— Сейчас сложнее, потому что я отвлекаюсь на другие вещи, а когда занимался только творчеством, это было процессом, когда одно за другое цепляется. Каждый день появляются какие-то зацепки в реальном мире, они могут подсказать детали для сюжета. Просто нужно смотреть по сторонам, наблюдать, слушать внимательно, анализировать, — вокруг нас много фантастического, реальность — топливо для фантазии.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up