10.06.19

Собиратель волшебников

Театральный режиссёр и продюсер Давид БУРМАН о том, почему взрослым нужно ходить в театр кукол, как Россия стала «кукольной державой» и что является главным мотиватором жизни

Театральный режиссёр и продюсер, президент одного из самых известных фестивалей театров кукол — КУКАRT (Санкт-Петербург), член жюри новосибирского фестиваля «Перекрёсток» и многих других фестивалей Давид Бурман рассказал «Ведомостям» о «русской культуре сомнений», своих открытиях в Новосибирске и любви как форме существования.

Сказки от Давида

— Давид Семёнович, как сегодня живёт театр кукол, популярен ли он?

 

— И всегда был популярен, и сейчас, тем более что происходит много нового, учитывая, как государство вкладывается в этот вид искусства. Безумное количество детских проектов реализуется. Театр кукол, по сути, пародия, потому что кукла, тем более в виде человека, даёт невербальное ощущение театра, и ты начинаешь верить этому неживому предмету. И в этом настоящая магия. Мы единственный вид искусства, который не ограничивает возрастные пределы, — приходите, оставайтесь в детстве, будьте с нами!

 

— Меньше месяца осталось до Международного фестиваля КУКАRT, в этом году он отмечает четверть века. Фестиваль собирает кукольников со всего мира. В чём его главная миссия?

 

— Театр кукол — один для всех. Это и есть наша миссия. Фестиваль откроется 22 июня, в белые ночи Санкт-Петербурга. Только в основную программу вошли 52 коллектива — это лучшие спектакли, а ещё есть клубная, которая представляет новые явления, и музыкальная — с концертами и перфомансами ведущих мировых музыкантов. А в специальной программе для всех — «Петрушки на Невском» — будут работать 15 коллективов, нон-стопом, от марионеток до смешных Петрушек, их увидят 10 тысяч зрителей. И всё для того, чтобы вдохнуть в пространство города чуть-чуть своей творческой атмосферы. Фестиваль проводится раз в два года, хотя так было не сразу. Придумали его два гения — величайший режиссёр Михаил Александрович Хусид, у которого я учился, и не менее величайший мастер — художник Юрий Нолев-Соболев. Фестиваль собирает театры кукол и синтетические театры. Спектакль «Комната Герды», который приезжал на фестиваль «Перекрёсток», — яркий пример постKУKART-товской инициативы, родившийся у замечательного петербуржского режиссёра Яны Туминой.

 

— Первое образование — актёр-кукольник — вы получали в Оренбургском музыкальном училище. Это может показаться странным, если не знать, что в 1980-е именно в этом городе случился ренессанс отечественного театра кукол.

 

— Верно, там и ещё в нескольких городах — Магнитогорске, Челябинске, Тюмени, Уфе, Свердловске, Перми — была создана так называемая уральская зона, известная своими экспериментами. История театра кукол в Советской России началась в 1918 году с Петроградского театра марионеток. До революции в нашей стране детских театров не было. И в этом году КУКАRT посвящён 100-летию Санкт-Петербургского театра марионеток имени Евгения Деммени. Какую роль играет театр кукол сегодня? Одним из событий фестиваля станет научно-практическая конференция, где мы будем говорить на тему «Кукла-марионетка — инновационная форма содействия мира между странами», вести её будет профессор Марек Вашкель из Польши. В ней примут участие выдающиеся историки театра кукол из США, Ирландии, Словакии, Италии, Болгарии, Казахстана и  регионов России.

 

— У русского театра всегда свой путь, даже если это театр кукол?

 

— И Петрушка, и скоморошина были привнесены извне, это своеобразная культурная миграция. И далеко не славянская традиция, где тоже было много мистических обрядов, связанных с куклой. Но в чём удивительная особенность русской культуры? Мы пришлое делаем своим. Чем мы отличаемся? У нас воздух другой, поэтому и рождается всё иначе, мы ухитряемся смотреть на вещи объёмно. Я ужаснулся, когда ввели ЕГЭ. Сегодняшнее поколение ограничено пространством Википедии: Ok, Google. Мы же копошились в бумажной литературе, сидели в библиотеке, делали выписки. Станиславский почему свою систему «Работа актёра над ролью» сформулировал? И для успеха нужны импульсивность, эмоциональность и талант, но репертуарный театр требует эрудиции и интеллекта, а это формируется только, когда ты изучаешь мир. Западный театр — на 90 процентов рациональный театр: выверенный, точный, чётко понимающий стратегию развития. Русская же культура форматируется как культура сомнений, и мучают нас извечные вопросы: кто виноват, что делать, как быть, кому на Руси жить хорошо. Мы всё время живём в системе вопросов. Поэтому русский театр — живой, постоянно развивающийся организм, нестареющий. Фестивальное движение театров кукол и синтетических жанров в целом стало мощным толчком к развитию, недаром Санкт-Петербург признан культурной столицей, где естественно появление андеграундных, неформальных, «синтетических» театров страны, а Россия — одной из ведущих кукольных и актёрских держав в мире.

Нос по ветру, «Перекрёсток»!

— Новосибирскому областному театру кукол в этом году 85 лет, здесь всегда были свои традиции, а в последнее время театр открыт новому, готов к экспериментам.

 

— Мы об этом театре знали немного, я видел только небольшой спектакль, который был и не плохим, и не хорошим. Но то, что мы увидели на фестивале «Перекрёсток», особенно «Королева красоты» по Макдонаху, который поставила Эльмира Куриленко со своими студентами, — это больше, чем явление! Это театральное пространство, которое создано в конкретном учебном заведении. Оказалось, что институт работает на высоком уровне, подобно московским и петербургским театральным вузам. И ректор Яна Олеговна Глембоцкая, с которой мы работали в жюри, чувствуется, человек с серьёзным стержнем.

Директор театра Юрий Александрович Горлатых — потрясающий подвижник. Привезти на фестиваль столько разных спектаклей, классических и современных. Та же «Комната Герды» — это и постпостмодернизм, и нонконформизм, и питерская эпоха Серебряного века, которая перенесена в «здесь и сейчас», и ты слышишь там и Вертинского, и Брюсова, и Блока, и Замятина: «Страшно?!». И это пересекается с болгарами, которые привезли историю «Сизифа» Альбера Камю… Фестиваль, названный «Перекрёстком», в реальности воплощает эту идею: мы стоим на перекрёстке, где несколько направлений движения, и решаем, в какую сторону двигаться, — так рождается нарратив, со множеством взаимосвязей и пересечений.

 

— И куда же двигаться? Как дальше развивать только что родившийся фестиваль?

 

— Директор театра и фестиваля Юрий Горлатых уже сформатировал эту миссию: мы находимся на перекрёстке и держим нос по ветру. Фестиваль включился в общий контекст такого понятия, как «Транссибирский транзит». Мы на верном пути. Как рождается искусство? Только в любви, это единственная форма. Любовь — движение, которое является главным мотиватором жизни. Когда нет любви, включается другая мотивация. Я живу на Невском проспекте, Санкт-Петербург — это город-декорация. Иногда я выхожу на Аничков мост просто подышать, и сам не знаю, что происходит, но в этот момент я чувствую свой город: как он дышит, какие живописные облака нарисованы на его полотне, что при этом происходит во мне, — город всё время тебя мотивирует жить. Я уверен, что и в Новосибирске есть такие места, где обостряется внутреннее духовное состояние. И ваш перекрёсток, или «Перекрёсток», — одно из таких мест.

Когда украли мечту

— Если в спектакле нет особого воздуха, нет и возможности довоображать. Откуда вы сами в детстве черпали воображение? В волшебной профессии отца кварцедува-стеклодува?

 

— Да, и мама была художником-любителем, она дома всегда писала картины. Однажды мама принесла мне две очень красивые книги — «Пиноккио» и «Азбуку». Я когда увидел книжку про деревянного человечка, очень захотел её прочитать, но делать этого я ещё не умел, мне было четыре года. Через три дня я сам по азбуке научился, прочитал название, чем очень удивил маму. Таким сильным было моё художественное впечатление, а ещё любовь мамы плюс самомотивация. Какие бы сложности ни придумывала жизнь, эта самомотивация меня спасает. Была такая история, ставили мы спектакль в Бурятии, в юбилейный год Республики, «Люди и Разбойники из Кардамона», получили на это большой грант министерства культуры России. Проект уже был запущен, а денег всё не было, пришлось брать кредит, мы понимали, что субсидия — это гарантия государства. Но деньги пришли только за неделю до Нового года, за эти семь дней нужно было провести все финансовые операции и отчитаться. Всё получилось, но каким трудом! Государство, предоставляя грант, не учитывает, что и моя интеллектуальная собственность стоит не меньше этих материальных ценностей. Но больше всего меня тогда восхитили дети: в 30-градусный мороз участвовали в квесте, выигрывали призы, а потом отправлялись к ребятам с ДЦП в специализированный детсад, и общались с ними, и смотрели, как они живут. Это так называемый иммерсивный театр, главное условие которого — небезразличие. И это чувство сопереживания вылилось затем в то, что ребята самостоятельно создали волонтёрскую группу, мы к этому уже не имели никакого отношения. Также было и в Новокузнецке с театром кукол Сказ, где мы впоследствии делали проект с участием народного артиста России Владимира Машкова. В результате проекта «КУКЛА лечит» он учредил свою премию «Золотой Львёнок» для детей, играющих в куклы, чтобы поддержать этот интерес и сделать его частью нашей будущей культуры.

 

— В нашем театре питерский режиссёр Анна Бесчастнова поставила «Шинель» по Гоголю — потрясающий спектакль, 12+, для семейного просмотра. Но встал вопрос, как заполнить зал? Зритель оказался не готов.

 

— Я видел этот спектакль в записи, он мне  понравился, и я пошёл смотреть другие постановки Анны Бесчастновой. Вы обратили внимание, что в спектакле все персонажи женщины? Это вопрос существования, где предмет (шинель) поставлен в культ. Ведь ужас в том, что Акакий Акакиевич погибает именно потому, что у него украли шинель — украли мечту. Она оказалась материальной. О чём говорит Гоголь? Низменное не может быть главной целью, оно ведёт только к смерти. Я готовлюсь к постановке спектакля «Мёртвые души» в Тамбовском театре кукол. Там Чичиков — драматический актёр, который создал свой собственный кукольный театр и ездит, показывая представления о своих злоключениях. Этот Чичиков — уже после всей истории, описанной Гоголем; он пережил своё собственное восприятие лжи и понял: материальное не может быть выше духовного. Об этом и спектакль по Макдонаху. Кстати, номер с печатной машинкой из спектакля «Королева красоты» Эльмиры Куриленко мы обязательно покажем в клубной программе на фестивале КУКАRT.

 

— Распространено мнение, что театр кукол рассчитан на аудиторию 3—5—10 лет, что должно стать мотивом для взрослого человека?

 

— Для начала ему стоит привести ребёнка и самому соприкоснуться с тем, что забыл. Мы все родом из детства, говорил знаменитый персонаж Экзюпери. Беда наша в том, что в 1990-е годы, когда пришёл капитализм, мы забыли, что родом из СССР. Мы настойчиво хотели заработать, и у меня был бизнес, нужно было обеспечить нормальную материальную жизнь, но случился первый кризис, потом второй, и я понял, что деньги забивают мозги и становятся самоцелью. И я сказал себе — остановись: если ты ставишь материальное над духовным, ты умираешь. Почему такая проблема с олигархатом — у них глаз холодный, они потеряли ощущение реальности, они считают, что купили мир. Это быстро заканчивается, стоит только оказаться под бомбёжкой. Я полностью, тотально изменил своё отношение к жизни, когда в Израиле попал под ракетно-террористический обстрел. Ты идёшь с двумя маленькими племянницами под бомбёжкой и понимаешь, что не можешь их защитить. Я видел, как мама садится с подушкой на голове, чтобы переждать бомбёжку… Я был там два месяца, а они так живут. И ещё я понял, почему мы победили в войне и почему она называется Великой Отечественной. Нацизм — это когда от тебя ничего не зависит, но ты должен сделать свой выбор. Россия для меня — на сто процентов духовная страна. И я понимаю, что мы делаем в Сирии, — защищать себя нужно на дальних подступах...

 

— В России объявлен Год театра. Достаточно ли делается для того, чтобы эта сфера развивалась?

 

— А до этого был Год кино, ещё раньше — Год культуры. В чём сильная сторона нашей страны — она вкладывается в культуру. Даже если это пиар со стороны ведущей партии — он закончится, а дела останутся, потом и другие втянутся в это движение. Важно, чтобы на местах не сложили ручки — «нам уже всё дали», — а стали бы дополнять эти материальные блага, вкладывать свои материальные ресурсы в человека, человеческий капитал и его интеллектуальную собственность. Все регионы получают, но там, где есть свой подвижник, который болеет своим делом, эти средства приумножаются, театр развивается, зрители откликаются, и мы получаем духовный рост. Это наглядно видно на примере вашего фестиваля «Перекрёсток», и видна перспектива самого Новосибирского областного театра кукол.

 

Марина ШАБАНОВА

back
up