17.09.18

Сила молчания

Новосибирский Художественный музей на полтора месяца стал мировым центром современного графического искусства

У работ новосибирских художников Михаила Паршикова «Воспоминание о Лусио Фонтана» и Анастасии Гуровой «Форма». Проект RUSSIA'2, куратор Михаил Паршиков. 

Вторая Новосибирская международная триеннале современной графики представляет около 500 работ ведущих художников России из 27 стран мира — в музее стартовал один из самых ярких и масштабных творческих проектов региона. Начало форуму было положено почти 20 лет назад, в 1999 году, когда музей проводил биеннале — раз в два года. Количество участников растёт от форума к форуму. Три этажа и подвал музея отданы под представительную экспозицию. Подать заявку в объявленный свободный конкурс мог любой художник.

Выставку осматривает известный новосибирский живописец и график Сергей Мосиенко.

Представлены и коллективные проекты — национальные и международные, — всего их 18. Известный искусствовед, создатель и организатор нашего триеннале Владимир Назанский выступил куратором отдельных проектов, в том числе в соавторстве с Марией Филатовой проекта «Transformatio», посвящённого современному искусству тюркоязычных народов и народов Северного Кавказа. Семь женщин-художниц, отстаивающих в своём творчестве личностную целостность и достоинство перед лицом дегуманизации и деградации общества, объединила куратор проекта «Женщина пытается всегда» Тайда Джасаревич. Куратор другого проекта — Джон Лиу — предлагает узнать, как развивается и процветает графика Тайваня. Вирле Румс, художник-график и создатель частного фонда, представляет графическое искусство фламандской части Бельгии. Работы американских художников-графиков — чистые абстракции, с выразительным использованием цвета и традиционно монохромные — привезла профессор Филлия С. Йи.

Куратор проекта Ким Сын Ён о корейском художнике Киме Минхо: «Художник сосредоточен на заполнении пространства листа тонкими линиями. Такому рисунку он посвящает несколько месяцев. Изображая контуры ивы, он словно отождествляет себя с деревом, проживает его жизнь и постигает силу времени».

Сюда стоит прийти не раз, чтобы разглядеть в деталях работы, транслирующие разные смыслы и выполненные во множестве графических техник — шелкография, литография, ксилография, цифровая печать, монотипии, офорты, меццо-тинто, сухая игла, УФ латексные краски. Мир современного графического искусства предстаёт во всём своём разнообразии. В триеннале участвуют художники-графики из Швеции, Дании, Греции, Австралии, Польши, Финляндии, Японии, Испании, Бангладеш, Люксембурга, Австрии, Индии, Италии, Великобритании, Израиля, Шотландии, Хорватии, Эстонии, Кыргызстана, Казахстана и других стран.

«Корни», Ричард Грико (США). 

— Такие грандиозные культурные проекты способствуют расширению художественно-эстетического пространства, укреплению контактов между художниками, искусствоведами, сотрудниками музеев и всеми ценителями прекрасного, — отметил Игорь Решетников, врио министра культуры Новосибирской области; триеннале проходит при поддержке регионального правительства.

Работы художницы из Южной Кореи Ли Сангми. «Художница... исследует свои взаимоотношения
с простейшими повседневными вещами, такими как гребень или пара ножниц. Используя повторяющиеся линии и превращая предмет в некую дифференцированную сущность, она находит “эго”, которое естественным образом проявляется вне объекта», — пишет в сопровождении к южнокорейскому проекту куратор Ким Сын Ён.

На открытии триеннале 13 сентября были объявлены победители конкурса. Работы оценивались по трём номинациям: оригинальная графика, традиционная печатная графика и новые технологии. Международное жюри возглавил Ким Сын Ён, профессор Университета Хонгик (Сеул, Южная Корея), председателем жюри форума он становится во второй раз, первый — в 2007 году. В состав жюри вошли: Филлия Йи, профессор университета (США); Ким Чанг Су, профессор университета (Сеул, Южная Корея); Анна Чудецкая, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва); Алексей Веселовский, директор студии графики; Андрей Мартынов, арт-директор триеннале.

«Хисаси Курати создаёт загадочные сцены. Их стиль порой оказывается юмористическим, а порой кажется инфернальным. Их трудно отнести к какому-то определённому типу печатной графики», — куратор японского проекта Харуми Сонояма.

Дискуссии в жюри были продолжительными и выбор оказался непростым. Гран-при и денежной премией в 80 000 рублей награждён художник из Южной Кореи Чжон Сангон. В номинации «Печатная графика» первый приз (денежная премия 40 000 рублей) присуждена художнице из США Кате Оксман, второй приз — Карен Кунс (США), третий приз — Кшиштов Томальски (Польша). В номинации «Станковая графика» все призы достались россиянам: первый приз — Юлия Сопина, второй приз — новосибирец Евгений Заремба, третий приз — Татьяна Поспелова. В номинации «Экспериментальная графика»: первый приз — Ричардрико (США), второй приз — Люси Бессон (Нидерланды), третий приз — Юн Киун (Южная Корея). Среди кураторских проектов отмечены: первый приз — Польша, куратор Войчех Кубракевич; второй приз — «Дисциплинарные пространства» (Россия), куратор Владимир Назанский; третий приз — Япония, куратор Харуми Сонояма. За выдающиеся заслуги в развитие графики и биеннального движения памятным дипломом награждён тайваньский художник Ляу Шиу Пхинг.

Тосия Судзуки (Япония), «Дебора — Сезон Нанохана». 

— Приняв концепцию «несмотря ни на что», я решила выбрать для участия в проекте художников, чьи работы можно было бы назвать наделёнными силой молчания. Это художники-графики, разрабатывающие свой собственный язык в течение многих лет, — говорит куратор триеннале Каролина Кундерс. — Главное, что их объединяет, — это не только их мастерство, но прежде всего их образы. Работа с сознанием. Создание произведений не «громких», а очень мощных и многозначительных. С визуальной идиомой, неброской, но чистой и понятной. С возможностью интерпретации.

Врио министра культуры Новосибирской области Игорь Решетников.

Триеннале продлится до начала ноября. Выставочную программу сопровождают презентации проектов и творческие встречи, в которых принимают участие российские и зарубежные художники, искусствоведы, журналисты, сотрудники музеев сибирского региона и все заинтересованные зрители.

Войтек Тилбор-Кубракевич, «Арсиноя».

Марчин Бялас, «Другой путь». «Среда обитания становится важной темой творчества Марчина Бяласа. Его архитектурные пейзажи изображают не внешнее окружение, а скорее внутренний мир человека, вселенную наших чувств и эмоций. Он представляет альтернативную реальность, где у каждого места есть свое духовное средоточие», — говорит куратор польского проекта Войтек Тилбор-Кубракевич.

На открытии Второй Новосибирской международной триеннале современной графики. Сентябрь 2018 года. 

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика