Сеанс отменяется
Есть ли шанс у людей на колясках попасть в кино в Новосибирске?
По торгово-развлекательному центру человек на коляске ещё может передвигаться...
...но попасть в кинозал никак не получится.
До общества наконец-то «дошло», что люди в инвалидной коляске имеют право на полноценную жизнь, в которой есть место обычным тихим радостям — общению с друзьями в уютном кафе или походу в кинотеатр. Но, как показывает практика, если в кафе человек в коляске худо-бедно чувствует себя как все, то кино в Новосибирске ему точно не светит.
В 2015 году Минкультуры РФ вынесло всем российским кинотеатрам предписание — обеспечить условия доступности для людей с ОВЗ: согласно приказу ведомства, теперь хотя бы один зал в кинотеатре должен быть оборудован устройствами для демонстрации фильмов людям с нарушениями зрения/слуха и оснащён специальными «лагами» для колясочников. Понятное дело, что речь в этом документе шла лишь о подведомственных министерству площадках, однако, как писали федеральные СМИ, министр культуры РФ Владимир Мединский неоднократно обращался к представителям частных киносетей: господа, адаптируйте для людей с ОВЗ хотя бы одну из своих площадок — у нас 9% населения страны имеют инвалидность. Но несмотря на настойчивый посыл министра, многие частные киносети до сих пор не могут перейти на цивилизованные рельсы и обеспечить для людей с ОВЗ доступную киносреду. Одна из главных причин — нежелание арендодателей что-либо менять в принадлежащих им помещениях.
В Новосибирске активисты общероссийского проекта «Единая страна — доступная среда» проверили 25 кинотеатров (больших и малых!) на «лояльность», чтобы, в случае положительного результата, занести их в федеральную карту доступной среды. К сожалению, из 25 только два кинотеатра: любимая горожанами «Победа» и кинозал «Синема» на улице Каинской — могут без проблем принять человека с ОВЗ.
На днях активисты проекта решили нагрянуть с проверкой в ТРЦ «Аура», чтобы протестировать популярный у горожан торговый центр на «доступность среды». В роли «испытателя» выступил человек на коляске Михаил Коваль: ему предстояло проехать путь от подземной парковки до кинозала, испытывая на себе доступность лифтов, гигиенических комнат и эвакуационных выходов. Первый раунд был проигран всухую: тест-группа решила воспользоваться услугой «позвоните менеджеру и вам помогут», смогла дозвониться на линию лишь с 6-го раза, а потом 15 минут ждала помощника, который должен был сопровождать Михаила на коляске к месту кинодислокации. Специально обученный человек так и не появился. Взъерошенный охранник с парковки лихорадочно загрузил «испытателя» в лифт, который шёл только до третьего этажа (кинотеатр «Формула кино» на четвёртом!), а потом кричал в рацию на плохом русском: «К вам едут! Не знаю кто! Он в коляске! Забирайте его сами!». В общем, пришлось Михаилу пересаживаться с одного лифта на другой, что не очень-то удобно, когда ты на коляске.
Дальше события стали разворачиваться по привычному российскому сценарию. Администратор ТРЦ «Аура», курирующая 4-й этаж, сказала, что «паспорт доступности среды есть, но сейчас он в сейфе начальника, а он в отпуске», а менеджер кинозала заявила, что «нас обучают работать с инвалидами», но не смогла сложить коляску. Апофеозом «доступности среды» стал крутой лестничный пролёт, ведущий в кинозал и как бы говорящий: всё, братцы, кина не будет, этот «эверест» не покорится.
— А мы сейчас специальный настил на лестницу положим и мальчика позовём! Он вас поднимет! — всполошилась администратор кинотеатра.
— А ваш мальчик учился поднимать человека на коляске под углом в 60 градусов? — интересуются эксперты из Всероссийского общества инвалидов.
— Ой, нет. Но он попробует!
Пробовать, конечно, не стали. Местные менеджеры в силу их телосложения вряд ли смогут поднять в гору 120 килограммов — это опасно и для человека на коляске, и для самого «мальчика».
— Мы видим, что этот кинотеатр недоступен для маломобильных граждан, — резюмирует депутат Татьяна Есипова, принявшая участие в мониторинге. — Здесь ни один кинозал не приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья. Если до кинотеатра ещё можно добраться, то до самих кинозалов уже никак. Гигиенические комнаты оборудованы санузлами для инвалидов, однако открыть двери самостоятельно тяжело. Выявленные ошибки встречаются практически во всех кинотеатрах и кинозалах на территории Новосибирской области. Наша сегодняшняя проверка отражает стандартную ситуацию. Тем не менее хочу сказать, что кинотеатры делают шаги в сторону развития доступной среды, а наши проверки станут хорошим стимулом для изменения ситуации в лучшую сторону.
— Задача — донести до федерального центра региональные инициативы по формированию федеральной программы «Доступная среда». Я как законодатель буду с этими инициативами работать, нам необходимо обратить внимание на учреждения культуры и кинотеатры. К сожалению, мониторинг новосибирских кинотеатров показал, что инвалиды не знают, куда им идти и как действовать в той или иной ситуации. Что касается пожарных выходов, то в некоторых кинотеатрах не было спецвыходов для инвалидов.
Ну а что касается специальных сеансов для слабослышащих (с субтитрами) и для слабовидящих (с наушниками), так об этом вообще нет речи — слишком редка эта услуга на кинорынке Новосибирска.
И вот вишенка на торт, которая достойно украсит этот текст: общественница Ольга Стволова, передвигающаяся на коляске, не смогла попасть в мэрию, куда её пригласили на конференцию «Город безграничных возможностей». Дело в том, что пандус у главного входа в здание на Красном проспекте, 34, оказался перегорожен из-за ремонта, а волонтёры, которых Оля попросила помочь, не знали, как поступить в этой ситуации. Девушка расстроилась: по её мнению, уж где-где, но в мэрии не должно быть проблем с доступной средой.
— Когда человек идёт в мэрию, он не должен звонить сотруднику и узнавать, есть ли доступность, — уверена Ольга. — Должны быть вывешены таблички с информацией: мол, у нас идёт ремонт, просим маломобильных граждан «понять и простить», у такого-то входа вам окажут помощь. Если в мэрии об этом не думают, то что можно сказать про весь город?
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА