30.06.17

Свежим взглядом

Отличительная особенность нынешнего «Технопрома» — появление в программе молодёжного дня.

Воплощать в жизнь новые подходы и технологические решения предстоит молодёжи.

 

22 июня сквозной темой всех проводимых в Экспоцентре мероприятий стала преемственность поколений в освоении новых технологий. Открылся третий день форума пленарным заседанием «Российская промышленная революция. Стратегические вызовы».


Губернатор Владимир Городецкий, выступая на нём, подчеркнул: именно собравшимся молодым людям предстоит воплощать в жизнь новые подходы и технологические решения, решать судьбоносные задачи, стоящие перед областью и страной. Он напомнил, что сегодня в регионе есть более 200 специализированных классов, которые готовят кадры нового поколения.


В школьном образовании уже произошла настоящая революция, отметил ректор НГТУ Анатолий Батаев. Внедрение в образовательный процесс цифровых технологий, таких как 3D-моделирование или робототехника, стало рядовым явлением. Теперь необходимо, чтобы такая же динамика появилась и в высшем образовании.


Президент ассоциации 3D-образования Роман Бондаренко высоко оценил роль Новосибирской области в продвижении аддитивных и 3D-технологий, отметив, в частности, опыт медицинского технопарка. Он рассказал, что дети осваивают эти направления с большим удовольствием и без принуждения, выполняют очень интересные проекты. Опыт совместной работы школьников и студентов уже есть — пример тому проходившая в Новосибирской области олимпиада по 3D-технологиям, где выступали объединённые команды. Теперь на повестке дня — погружение студентов в производственную среду. Роман Бондаренко предположил, что свежий взгляд и новый уровень мышления принесут пользу зачастую консервативно настроенным предприятиям.


Директор федерального ресурсного центра по организации подготовки управленческих кадров Алексей Бункин напомнил, что исполняется 20 лет с начала действия президентской программы подготовки управленческих кадров, основная миссия которой — содействие развитию экономики через человеческий капитал. Её инвестиции в национальную экономику — более 90 тысяч выпускников. Программа не утрачивает актуальности, подчеркнул он, так как перед страной появляются всё новые вызовы, сейчас нужно сосредоточиться на кадрах для цифровой экономики.


Исполнительный директор фонда Технопарка Новосибирского Академгородка Алексей Логвинский отметил, что промышленная революция обычно связана с потрясениями общества, приведя в пример восстание луддитов в Англии. Он высказал мнение, что лучше говорить о поступательном развитии, а его неотъемлемой частью является образование, которое даёт как фундаментальные знания, так и практические навыки. Выступающий привёл примеры из практики Технопарка, где работает центр молодёжного инновационного творчества «Zoomer», есть детский технопарк, школьники осваивают робототехнику, 3D-прототипирование, смежные технологии. Для студентов действует программа «А-старт» по созданию новых высокотехнологичных бизнесов и развитию существующих. Помимо успешно проводимого много лет турнира юных физиков появился турнир юных биологов. Вся работа наполняется и поддерживается практиками, что позволяет молодым людям найти себя в специальностях будущего, заключил Алексей Логвинский.

 

Победителем олимпиады стала механическая рука.

 

 

Любовь к трём измерениям

Представитель команды лидеров Михаил Тюменцев из лицея №2 города Купино с победившей моделью и Кубком губернатора.

Пространственное воображение, инженерная мысль и умение работать в команде — основное, что требовалось от участников олимпиады по 3D-технологиям на Кубок губернатора Новосибирской области, финал которой состоялся в рамках «Технопрома—2017».


В ней приняли участие 33 команды, сформированные по принципу «студент плюс два старшеклассника», способствующему развитию наставничества. В числе участников — пять университетов (НГТУ, НГПУ, СГУГиТ, НГАСУ, СГУПС), три колледжа и 17 школ области. Основная задача олимпиады —повышение качества инженерного образования, освоение новых образовательных технологий, укрепление интеграции образования, науки, бизнеса и власти.


Состязания начались 18 апреля и проходили в несколько этапов. 21 июня состоялся финал, где за право стать лучшими боролись 15 команд. В результате третье место заняла команда лицея №22 и НГПУ, второе — представители Второй новосибирской гимназии и НГПУ. Победителями, получившими Кубок из рук губернатора Владимира Городецкого, стали Михаил Тюменцев и Виталий Карпов из лицея №2 города Купино и студент НГПУ Роман Фоменко. Их проект — механическая рука, позволяющая в случае серьёзной травмы дублировать функции пальцев.


— Это было наше конкурсное задание, — говорит Михаил Тюменцев. — Систему суставов продумывали сами. Разработка шла около месяца, печатали часов восемь. Эта модель — для детской руки, но технология универсальная, можно сделать такую же любого размера.
Награждая ребят, глава региона отметил, что в числе победителей и призёров оказались образовательные учреждения, в которых появились первые специализированные классы. Владимир Городецкий также подчеркнул: победителями можно считать всех участников, продемонстрировавших отличные способности.

 

Как увлечь детей уроками технологии и дать им навыки, необходимые для будущей профессии?

 

Матрица профессий

Об этом шла речь на сессии 3D-технологии в образовании «Урок технологии в школе». Открывая диалог, замминистра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Федорчук подчеркнул: необходимо придумать механизмы для мотивации детей к трудовой деятельности, поскольку навыки, которые они будут получать в школе, очень важны для их дальнейшей жизни.
Об опыте переформатирования уроков технологии во Второй новосибирской гимназии рассказала её директор Ирина Михно. Здесь по примеру матрицы национальной технологической инициативы создана своя матрица урока технологии. Она включает в себя компетенции JuniorSkills — программы ранней профориентации в рамках движения WorldSkills. Их множество: инжиниринг, дизайн, прототипирование, электроника — школьник выбирает то, что ему интереснее. Исходя из этого, в процесс включаются учителя по другим предметам: если это прототипирование — математики, если сити-фермерство — биологи. В новом учебном году в гимназии с 5-го по 9-й классы будут сформированы базовые группы, в которых дети смогут освоить по очереди все компетенции JuniorSkills и выбрать направление для углублённого изучения в старших классах. В результате урок технологии будет совмещаться с другими предметами и перестанет «быть пятым колесом в телеге образования», подчеркнула Ирина Михно.


Заведующий лабораторией интерактивных образовательных технологий и 3D-моделирования НГПУ Роман Каменев высказал мнение, что в уроки технологии обязательно должно быть включено изучение бурно развивающихся сегодня аддитивных технологий. Они позволяют создавать изделия, не отсекая лишнее, как в традиционных способах, а напротив — формируя модель, чаще всего — послойно с помощью 3D-принтера. Для этого необходимо понимать геометрию процесса, уметь задавать его параметры и управлять им. Но сейчас в школах не учат черчению, ребята не получают навыков проектирования, эту ситуацию нужно исправлять, уверен Роман Каменев.


Большую помощь школам в организации уроков технологии могут оказать учреждения дополнительного образования, считает директор Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Санкт-Петербурга Дмитрий Ковалёв. Он рассказал, как педагоги Центра последовательно внедряют новшества в программы школьных уроков технологии, расширяя их и адаптируя к практическим потребностям. При этом принимается во внимание профиль школы: где-то делается акцент на черчение, где-то — на технологию обработки материалов, на художественные ремёсла и так далее. Дмитрий Ковалёв отметил: в тех школах, с которыми сотрудничает его Центр, заметно улучшились результаты ЕГЭ.


Заместитель министра труда Новосибирской области Андрей Головнин в качестве ключевой темы в образовании назвал профориентацию. Он отметил, что уроки технологии и есть та базовая образовательная площадка, на которой нужно решать вопросы профессионального ориентирования. По словам замминистра, сейчас создаётся концепция навигации по востребованным профессиям. В неё должны войти компетенции, которые будут наиболее необходимы в регионе в течение ближайших десяти лет. Помочь в профориентации может и сотрудничество с учреждениями среднего профобразования, что уже реализуется в 60 школах.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up