27.10.20

Сансара потребления

В Новосибирской области набирает обороты движение «экофрендли», участники которого призывают перебрать свой гардероб и прийти к осознанному потреблению

За год работы GUSTO раздал нуждающимся 10 тонн вещей и отправил в переработку 4 тонны.

Индустрия масс-маркета запустила мировой конвейер «шмоточного» потребления, ежемесячно выстреливая новыми коллекциями дешёвого ширпотреба, который уже не актуален в следующем сезоне. Агрессивная реклама усиливает кризис перепотребления, когда в погоне за новой вещью человек забывает о качестве приобретаемой одежды и не осознаёт, что фабрики масс-маркета серьёзно ухудшают экологию. На пути у этой «гидры» пытаются встать экоактивисты, считающие, что хорошую одежду можно купить в секонд-хенде или на гаражной распродаже, а у вещей должна быть вторая жизнь.

Маечки с распродаж — это зло

Экологи убеждены: производство одежды — одна из самых грязных индустрий: на её долю приходится 20% загрязнения пресной воды. Ещё в 2012 году в журнале Natural Science был опубликован отчёт о том, что окрашивание тканей и их заключительная отделка — второй источник загрязнения пресной воды после нефтедобывающей индустрии. А затем подоспели социологические исследования, утверждающие, что люди покупают одежду больше, а хранят её меньше. Например, в России среднее количество надеваний одного предмета гардероба упало с 200 раз в 2000 году до 98 раз в 2018 году. Как рассказала новосибирский маркетолог Юлия Макухина, это происходит ещё и от того, что известные бренды масс-маркета начали жертвовать качеством в пользу количества и производят свои коллекции в основном из синтетических материалов. Тонны синтетики в короткий срок приходят в негодность, а потом оказываются на свалках, уступая место новой партии сравнительно дешёвой, но некачественной одежде.

Да и с утилизацией надоевшего ширпотреба есть определённые проблемы — по статистике, 85% приобретённой за год одежды утилизируется без последующей переработки. Конечно, масс-маркет под напором экоактивистов дрогнул:к  примеру, такие известные бренды, как H&M, Mango и ASOS, стали предпринимать публичные шаги в сторону осознанного потребления — выпускать коллекции из переработанных материалов и менять старую одежду на купон. Вот только купон даёт скидочное право на новый шмот, а это означает, что сансара потребления жива, живёт и будет жить.

На производство одной пары джинc требуется 7 500 литров воды, одной футболки — 2 500, одной хлопковой рубашки — 6 500.

— Индустрия масс-маркета нацелена на безостановочное потребление в духе «будь как все», — говорит фэшн-дизайнер Ольга Бузыцкая. — Мне не нравится безликие серые люди, которые идут по городу в одинаковых пуховичках и джинсиках. Я не против индустрии моды, но считаю, что свою индивидуальность надо беречь и развивать. Одинаковые маечки с распродаж — это зло. Их иногда в гардеробе женщины насчитывается порядка 40 штук. А ведь на эти деньги можно было купить одно пальто, которое прослужило бы точно не один год.

Наш постоянный эксперт психолог Анна Веселина считает, что в России гидра потребления завелась ещё и по причине тотального дефицита 80–90-х годов прошлого века, когда люди выглядели примерно одинаково в силу тотального дефицита красивой одежды. Ему на смену пришло обманчивое ощущение доступной роскоши, когда ты раз в месяц можешь позволить себе купить новую шмоточку в недорогом масс-маркете. Кстати, участники «экофрендли» советуют всем шопоголикам посмотреть документальный фильм The True Cost, в котором подробно рассказывается о том, как масс-маркет влияет на экологию — после просмотра позиция меняется на 180 градусов!

Гаражки и бьютишеринги

Сегодня всё больше молодых людей отказывается от переполненного гардероба в пользу осознанного потребления, считая, что эпоха, когда мы покупали вещи из-за скидки, уже в прошлом. Одеваться в секонд-хендах, магазинах винтажной одежды и на гаражных распродажах становится правилом хорошего тона, подразумевающим, что ты прогрессивный человек и вопросы экологии тебе не чужды. Новосибирская область не отстаёт от общего тренда: достаточно зайти в Инстаграм или ВКонтакте, чтобы обнаружить достаточное количество групп «экофрендли». Там можно найти расписание «свопов», гаражек и адреса секонд-хендов, где принимают ненужные вещи. Как написала основательница экоклуба в НГТУ Анастасия Байрак: «Сегодня людям нужны смыслы. Разумное потребление даёт глобальный смысл: как можно жить и поддерживать внутренний баланс. Созидательное начало даёт ответы для человека. У многих появляется потребность совершать социально одобряемые поступки, и это будет работать на поддержание экобаланса».

«Что хочется видеть на гаражке: интересную подборку качественных вещей, которыми как будто и не пользовались, а если пользовались, то это самый лучший секонд, раритет или просто прекрасное ретро. Редкая одежда из личного гардероба — идеально. Но всякие шурушки и штучки не исключены — предлагай, рассмотрим. Будем немыслимо рады, если найдётся вещь, которую давно искал, а в шкафу появится свободное место для новых вещей!» — вот такое объявление висит в экогруппе «Юность Академгородок», которая тесно работает с активистами Новосибирского форума молодёжи «PRO-регион». И такие микропроекты точечно охватывают всю Новосибирскую область — экоактивисты ведут просветительскую деятельность, собирают старые вещи, учат осознанному потреблению. Сейчас, конечно, больше онлайн, но, как говорится, добробоксы никто не отменял — любой желающий может встать на путь экологического перевоспитания, провести в гардеробе модное «расхламление» и распрощаться с ненужными вещами. Вещи — это не люди, к ним не нужно привязываться.

Адреса добробоксов:

- ТРЦ «Сибирский молл», улица Фрунзе, 238 (м. «Берёзовая роща»)

- ТРК «Ройял парк», Красный пр-т, 101 (м. «Гагаринская»)

- ДМ «Юность», пр-т Строителей, 21 (Академгородок)

- аптека №1, ул. Трудовая, 7 (м. «Площадь Ленина»)

- аптека №70, ул. Титова, 1 (м. «Площадь Маркса»)

- гипермаркет «Гигант», 1-е Мочищенское шоссе, 6

- гипермаркет «Гигант», пр-т Энергетиков, 8

Одним из самых ярких экособытий стал благотворительно-экологический проект Charite shop GUSTO, который продвигает в Новосибирске идею осознанного потребления и повторного использования ненужных вещей. Некоторые называют GUSTO секонд-хендом, но это не совсем так, скорее это доброе пространство, где можно купить хорошую вещь по смешной цене, принести свою, обменяться домашними растениями, украшениями и даже косметикой — если вдруг она тебе по какой-то причине не подошла. Такие «бьютишеринги» и «украшеринги» здесь проходят довольно часто и собирают уже не только прогрессивную молодёжь — люди старшего поколения тоже постепенно разворачиваются в сторону осознанности.

— Идея проекта родилась в 2014 году, — рассказывает организатор-вдохновитель Анастасия Кравченко. — Когда у меня родился ребёнок, я поняла, что в доме накопилось слишком много ненужных вещей, и он нуждается в расхламлении. Я стала исследовать ситуацию в Новосибирске — куда можно сдать всё то, в чём я больше не нуждаюсь. И оказалось, что по большому счёту — никуда.

Тогда девушка и её единомышленницы начали изучать зарубежный опыт благотворительных магазинов: поняли, что он хорош, но нуждается в сибирской адаптации. Так и родился GUSTO — осенью 2015 года был открыт первый магазин. Алгоритм работы проекта очень прост: люди приносят вещи, а сотрудники GUSTO их сортируют. 90% идёт на раздачу нуждающимся (проект работает с благотворительными фондами и социальными центрами), а 5% — на вешалки в магазин, где они продаются по низким ценам. Часть выручки уходит в благотворительный фонд «Защити жизнь», а часть — на оплату аренды и зарплату сотрудникам. Вещи с дефектами не выкидываются, а отправляются на переработку — из них делают волокно для окон, одеял, матрасов и подушек.

Медленная мода

В пику индустрии масс-маркета, который раз в месяц заваливает потребителей новыми капсулами, набирает популярные обороты движение slow fashion — это «медленная мода», в которой отсутствует бесконечная гонка за трендами и брендами. Главная идея такой моды — экология, осознанность, практичность и рациональность. Грубо говоря, вы инвестируете деньги в качественную одежду, которую носите с удовольствием и долго. И как утверждают специалисты, сегодня будущее за небольшими дизайнерскими проектами, выпускающими одежду маленькими партиями. В Новосибирской области уже работают несколько таких проектов: к примеру, Ольга Калдина запустила свою линию одежды, которая, как она считает, поддержит осознанное потребление и экологию, потому что при разработке дизайна её команда учитывает долгосрочные тренды. «Лимитированные коллекции делаются для того, чтобы потребитель понимал ценность вещей. Мы не хотим перенасыщать рынок, и без того насыщенный продуктами»,  — говорит Ольга Калдина.

— Я рада, что в Новосибирске всё больше молодёжи начинает одеваться в секонд-хендах не по причине нехватки денег, а потому что это круто и стильно, — считает Анастасия Кравченко. — Во-первых, в эту одежду уже вложены ресурсы. Во-вторых, здесь можно найти свой оригинальный стиль. В-третьих, это экологично.

Советы начинающим «экофрендли»

1. Спросите себя, какие вещи вы носите и любите. Их оставьте в шкафу. С остальными нужно распрощаться и дать им второй шанс.

2. В магазине задайте себе вопрос: зачем мне эта вещь? Если ответ: «мне хочется», то лучше положите её на место и уходите.

3. Думайте об окружающей среде. Если вещь придёт в негодность или надоест, вы перестанете её носить? Будете заморачиваться с переработкой? Отвечайте честно, включайте осознанность.

4. Винтаж и секонд-хенд. Среди винтажа легко найти необычные экземпляры. Нередко они стоят дешевле новых и сшиты качественно — из расчёта на более долгий срок службы.

5. На любую вещь смотрите как на ткань, из которой может получиться другая вещь.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

25.03.22 Переоденьте это немедленно

Готовы ли новосибирские бренды заменить ушедших игроков и почему одежда местных дизайнеров стоит дороже, чем зарубежный масс-маркет?

26.04.19 Девятый вал

Как можно остановить захлестнувший планету вал пластика? «Ведомости» обсудили острую экологическую проблему с неравнодушными новосибирцами

up