22.11.18

Санкции за торможение

Закон о наказах избирателей нуждается в корректировке, считают депутаты заксобрания

Депутаты Александр Аксёненко, Оксана Марченко и Александр Жуков.

 

Первое обсуждение проекта плана реализации наказов избирателей на 2019 год на заседании комиссии заксобрания по наказам прошло очень бурно, поскольку каждому депутату было что сказать и о чём спросить присутствовавших в зале членов правительства области.

 

Об основных параметрах проекта рассказала членам комиссии министр экономического развития области Ольга Молчанова. Общее число наказов, заложенных в проект, — 373. Это заметно меньше, чем в 2018 году (тогда их было 497), но они более капиталоёмкие — на их исполнение заложено более 6 млрд рублей, что почти на полмиллиарда больше, чем в текущем году. Источники финансирования исполнения наказов — областной бюджет (4 644 млн рублей), местные бюджеты (174,2 млн), федеральный бюджет (1 176,7 млн), внебюджетные источники (40 млн).

 

По отраслевой структуре в первой тройке — наказы по образованию (91), дорожной инфраструктуре (89), ЖКХ (85). Заложено строительство и реконструкция 11 объектов образования, 9 — физкультурно-спортивных, 6 — здравоохранения и 3 — культуры. На строительство школ и детских садов будет привлечено более 1 млрд рублей из федерального бюджета. Предполагается отремонтировать 74 объекта дорожной инфраструктуры. Увеличится количество исполненных наказов по программе «Формирование комфортной городской среды» и по строительству ФАПов.

 

Ольга Молчанова отметила: обычно после принятия всех параметров бюджета происходит уточнение плана наказов в сторону увеличения — примерно на 20%—25%.

 

После презентации на присутствующих министров обрушился шквал депутатских вопросов и замечаний. Оксана Марченко передала обращение от своего коллеги Евгения Гутова, который не смог присутствовать на заседании комиссии, но очень озабочен судьбой ледового дворца в Барабинске. Уже несколько лет он стоит в листе ожидания, и в плане на 2019 год его вновь нет. Депутат Сергей Титков, также представляющий в заксобрании Барабинск, поддержал это обращение, но заострил тему, поинтересовавшись, каким образом в обход депутата от территории министры могут принимать решения о снятии наказов. Он сообщил, что получил такое сообщение от главы минспорта Сергея Ахапова. Ольга Молчанова пояснила: при принятии программы наказов в 2015 году была договорённость, что все изменения сроков должны согласовываться с депутатами. По её информации, полностью выполняет это требование только областной минздрав, остальные министерства — «в меньшем объёме». Сам Сергей Ахапов выразил готовность «встретиться и поговорить» об этом наказе.

 

Градус поднялся ещё выше после выступления депутата Олега Сметанина, который высказал кардинальное мнение: закон о наказах надо упразднить, потому что он всё равно не работает, 90% наказов, по его оценке, не исполняется, а отвечать приходится депутатам. Его поддержал депутат Алексей Андреев, предложивший значительно увеличить депутатский фонд, чтобы была возможность реально решать проблемы. Но председатель комиссии Дмитрий Козловский не согласился: на некоторых округах, где будут строиться капитальные объекты (в частности, школы и детские сады), финансирование наказов составляет сотни миллионов рублей — до таких сумм фонд никогда не увеличить.

 

Радикальное предложение об отмене закона массовой поддержки не нашло, но в том, что в него необходимо вносить изменения, чтобы повысить ответственность за выполнение плана наказов, депутаты оказались солидарны. Депутат Александр Шпикельман заявил, что «не хотел бы посвятить жизнь хождению по кабинетам министров». Он предложил внести в закон санкции против тех, кто тормозит выполнение наказов. Депутат Иван Мороз подчеркнул: отвечать за то, что наказы исчезают из плана, кто-то должен. Он рассказал о тяжёлой судьбе наказа на его округе в Маслянинском районе: пожелание жителей построить дорогу до Егорьевска, где работают артели старателей, впервые было высказано в 1997 году (то есть возраст наказа перевалил за два десятка лет), и он «категорически игнорируется». Есть на округе и аварийные объекты — в частности, школа в Безменово, где дети учатся в три смены; разработана проектная документация, но наказ не выполняется.

 

Сергей Титков затронул другую сторону проблемы: кто должен отвечать, если средства выделяются в полном объёме, а наказ всё никак не исполнится? Депутат имел в виду конкретный объект на своём округе — Барабинскую центральную районную больницу, реконструкция которой тянется с начала 2010 года. Он напомнил, что ещё в 2017 году были выделены все необходимые финансы, в конце года объект должны были сдать, но этого до сих пор не произошло, и не факт, что произойдёт в 2018 году.

 

Депутат Андрей Жирнов отметил: закон о наказах — это обязательства правительства перед депутатами и избирателями. А депутаты отвечают перед избирателями каждые пять лет, поэтому изменять закон необходимо, считает он.

 

На заседании был затронут ещё ряд вопросов по конк­ретным наказам. Первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров коснулся темы финансирования проектно-сметной документации. Она необходима для начала работы над многими важными наказами — в частности, по водопонижению, как на его округе в Чанах, — но средств на это в местных бюджетах не хватает. Алексей Андреев задал больной для его округа в левобережье Советского района вопрос о строительстве поликлиники. Ольга Молчанова сообщила: работа и по этому объекту, и по проекту строительства в Новосибирске ещё семи поликлиник начнётся в 2019 году.

 

Андрей Жирнов выразил обеспокоенность сокращением средств на благоустройство частного сектора Новосибирска и на реализацию программы по комфортной городской среде. Представители правительства пояснили: пока нет ясности с объёмом трансфертов на неё из федерального бюджета. Депутат Александр Аксёненко поинтересовался судьбой стадиона в Мошково, работы по которому уже начаты, затрачено немало средств, но в плане на 2019 год его нет. Ольга Молчанова пообещала разобраться с этим наказом.

 

Подводя итог обсуждения, Дмитрий Козловский обратился к присутствовавшим на заседании юристам с просьбой обобщить все предложения депутатов по изменению закона о наказах избирателей и рассмотреть возможность внесения в него корректировок. В целом проект был принят к сведению, предстоит его доработка, и в марте уже в качестве плана он будет вновь представлен заксобранию.

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрия КОЗЛОВСКИЙ, председатель комиссии заксобрания по наказам избирателей:


— По традиции перед тем, как принимать бюджет области в первом чтении, мы рассматриваем проект программы наказов избирателей на следующий год, чтобы обсудить, какие наказы были учтены, какие нет, выполняется ли план, принятый нами в 2015 году. Когда мы принимали программу, наказов собрали на 150 миллиардов рублей, и изначально было ясно, что всё выполнить не сможем. В год у нас обычно закладывается по 6-7 миллиардов рублей. Поэтому на комиссии мы собираем депутатов и министров, чтобы выяснить, чьи наказы наиболее важные. Потом вносятся поправки, и в марте план принимается уже окончательно. Больше всего вероятности, что наказ будет исполнен, — в случае, если он совпадает с планом социально-экономического развития области, тогда его финансирование уже заложено в областной бюджет.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up