17.11.20

Сад медитаций

Электролира, шум дождя и огромные лепестки — посетители сами запускают звук на необычной выставке в Новосибирском художественном музее.

Сергей Филатов на своей выставке

Работы Сергея Филатова воплощают идею глубокого слушания, раскрытия акустической осознанности.

Выставка Сергея Филатова «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура» погружает зрителя в звуковую среду, которую создают роботизированные скульптуры, — своеобразный оркестр без музыкантов. Искусство звука, или саунд-арт, в Новосибирском художественном музее представлено впервые. Если сам этот термин вошёл в употребление в конце прошлого века, то экспериментальное звуковое искусство родилось больше века назад благодаря Луиджи Руссоло и его музыке шума. Соединить музыку и живопись художники пытались давно, время революций и авангарда принесло новые созвучия. Впрочем, соединение звука и живопись всегда нечто больше, чем время, — если вспомнить картины Микалоюса Чюрлёниса, в которых чудесным образом звучит музыка, или «Древний звук» Пауля Клее, где игра цвета вызывает к жизни звуки вечности. Так и Сергей Филатов представляет звук в живописи, графике и алгоритмических звуковых скульптурах, открывая новые созвучия и их воздейстия. Работы, созданные им за 14 лет, воплощают «идею глубокого слушания, раскрытия акустической осознанности», как говорит сам мастер. Художник и музыкант Сергей Филатов представлял свои работы на международных площадках современного искусства в России, Италии, Швеции, а также на фестивалях и международных выставках в Австрии, Дании, Великобритании, США, Германии и Японии.

Выставка в Новосибирском художественном музее (вход со стороны Свердлова, 10) — совместный проект с галереей «Триумф» (Москва), подготовка шла около года. Каждая из выставок Сергея Филатова уникальна, художник по-разному сочетает объекты, учитывая особенности выставочной площадки и создавая неповторимую звуковую среду.

— Это первый наш проект в Новосибирске, — говорит шеф-куратор галереи «Триумф» Марина Бобылева. — И музей очень удачно выбрал именно Сергея Филатова, потому что он работает со звуком и соединяет музыкальное, художественное, с научным и техническим, что очень близко идентичности города.

В перформансе на открытии выставки «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура» в НГХМ были задействованы и сотрудники музея. В зале, где огромные стальные лепестки спускаются с потолка, Сергей Филатов извлекал звуки из электролиры, в то время как в другом конце зала сминаемые в шарики листы фольги вплетали тончайшие шорохи в общее созвучие, отражаясь от изогнутых поверхностей, оно то приближалось, то удалялось, объединяя пространственный звук в одно целое. Для тех же, кто придёт на выставку, этот оркестр без музыкантов сыграет индивидуально — за волшебство включения отвечают датчики движения. И чем меньше при этом будет людей, тем тоньше окажется ваше восприятие.

— Мы подобрали работы так, чтобы посетитель смог побыть в спокойном медитативном созерцательном режиме. В одном из залов представлена более сложная инсталляция, включающая в себя три звуковые скульптуры, — здесь мы работаем с тончайшими звуковыми генерациями, — рассказывает художник. — Я выступаю в роли композитора, пишу код для запуска алгометрических звуковых скульптур, так выстраивается поле, где человек может находиться в созерцании и наблюдении за тем, как происходит движение звука. В большинстве звуковых скульптур посетитель является триггером, активатором, то есть, появляясь в пространстве, он даёт жизнь этой работе.

Наблюдать за тем, как движется звук в пространстве, можно и на природе, и в городской среде, утверждает Сергей Филатов. Выставка-инсталляция в художественном музее — возможность настроить себя на созерцательное слушание. Тем более что, по словам замминистра культуры Новосибирской области Григория Милогулова, наши учреждения культуры делают всё, чтобы пребывание посетителей было комфортным и безопасным.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up