24.01.18

С прицелом на будущее

Насколько эффективно работают специализированные классы в школах региона?

Специализированный инженерный класс в новосибирской школе №112.

 

Всё больше школ в Новосибирской области открывает у себя специализированные классы по техническим и естественнонаучным направлениям. Чего удалось им достичь за последние годы и какие задачи стоят перед ними в 2018 году? Директоры школ с такими классами и представители областного минобразования обсудили эту тему на площадке Новосибирского института мониторинга и развития образования.

 

Региональный проект «Специализированные классы для одарённых детей инженерного, естественнонаучного и математического направлений» действует в нашей области уже несколько лет. В регионе открыто 239 специализированных классов. И, по словам врио министра образования, науки и инновационной политики области Сергея Федорчука, свою эффективность они доказали: успехи ребят, занимающихся там, на олимпиадах и ЕГЭ — тому подтверждение.

 

239 спецклассов открыто в школах Новосибирской области.

 

При этом Сергей Федорчук отметил, что увеличивать количество специализированных классов «до бесконечности» область не может: бюджетные деньги в сфере образования должны расходоваться рационально с учётом того, что ещё минимум 3—7 миллиардов рублей нужно на детские сады. Он добавил, что школам со спецклассами важно выстраивать отношения со всеми сферами подготовки профессиональных кадров.

 

— Сегодня мы запускаем целый ряд проектов, касающихся развития углублённого изучения естественнонаучных предметов — в частности, универсариумы, — рассказал Федорчук. — У нас уже есть универсариум — СУНЦ НГУ, используя его полувековой опыт, мы можем создавать и другие. Главное при открытии спецклассов — чётко понимать, как проводить туда отбор, насколько направление будет востребовано детьми.

 

В конце 2016 года министерство ввело обязательный мониторинг эффективности специализированных классов. Его результаты по итогам 2017 года представила директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Наталья Ярославцева. В числе лидеров рейтинга — Вторая новосибирская гимназия, лицеи №130 и 185 Новосибирска, образовательный центр «Горностай», технический лицей №176 города Карасука, Маслянинская СОШ №1 и другие.

 

Как отметила заместитель начальника управления образовательной политики минобразования Елена Плетнёва, вслед за спецклассами развивается система детс­ких технопарков, появляются новые школьные олимпиады, развивается государственно-частное партнёрство с «Лигой роботов». А на финал олимпиады Национальной технологической инициативы в Москву приглашены 145 новосибирских школьников — это пятая часть всех финалистов страны.

 

«Мы должны понимать, как готовить будущего выпускника, который займёт своё место в цифровой экономике будущего», — говорит Елена Плетнёва. Как успешный пример внедрения технической специализации в школы она привела опыт Баганского района, где в каждой школе созданы техно-предпринимательские компании. У каждой из них — своё направление: культивирование микроводорослей, грибоводство, бахчеводство, агротуризм. Госкорпорация «Ростех» при участии депутата заксобрания НСО Юрия Зозули разрабатывает для сельских школьников специальное оборудование.

 

— Это и есть решение стратегии развития сельских территорий, — подчеркнула Елена Плетнёва. — Ребята, которые начинают заниматься проектно-исследовательской деятельностью за школьной партой, выходя из школы, будут знать, чем заниматься в жизни и как создать реальное производство.

 

Главными же целями развития специализированных классов, по мнению руко­-
водства минобразования, должно стать лидерство России, инновационная экономика, качество жизни и человеческого капитала.

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

 

back
up