25.09.18

Родитель vs смартфон

Психолог Екатерина МУРАШОВА о «перекормленных» подростках, родительском контроле и иллюзии выбора

Семейного психолога Екатерину Мурашову знают все продвинутые российские родители: она ведёт популярный блог на Сноб.ру, пишет психологический научпоп и детские книги и вот уже 25 с лишним лет ведёт консультативную практику. Новосибирску повезло: Екатерина Вадимовна прилетела к нам из родного Санкт-Петербурга, чтобы презентовать свои новые книги и провести ряд лекций из условного цикла «отцы и дети». «Ведомости» побывали на творческой встрече с Екатериной Мурашовой, где новосибирские мамы в течение 1,5 часов «раздирали на части» психолога-писателя в надежде на бесплатную консультацию. Мы публикуем самые интересные её высказывания, которые могут быть полезны всем родителям.

Родитель, ты у гаджета не выиграешь!

— Меня часто спрашивают: а вот если ребёнку купить смартфон, то он ведь сразу залипнет в нём? Отвечаю — да. Особенно если вашему ребёнку 8—10 лет. И вы не сможете вытащить его из смартфона. Никогда. Объясняю почему: когда я была маленькая, то вариантов развития у человечества было два — либо мы погружаемся в консервные баночки и улетаем осваивать новые космические пространства, либо все гибнем в пламени ядерной войны. Понятно, что лучшие умы человечества работали на эти два сценария. Время прошло, и где сейчас лучшие умы человечества? В смартфоне, который на самом деле является не гаджетом, а порталом в новый мир, а новые миры, как известно, осваивает молодёжь. Ей всё равно — Сибирь осваивать, БАМ строить или из Аргентины в Португалию через Атлантику плыть. Поэтому лучшие умы человечества каждый день улучшают этот портал в новый мир, чтобы разные Петеньки, прилепившись к нему носиком, уже не могли от него отлепиться. Поэтому если родитель считает, что он может с ребёнком договориться, чтобы он меньше сидел в смартфоне, то это бредовая идея. Вы не конкурент лучшим умам человечества. Они всё равно победят. Поэтому делайте то, что считаете нужным. Хотите — давайте эту хрень ему на 24 в сутки, хотите — ставьте пароли, хотите — пусть он с кнопочным телефоном ходит. Главное, на чём я настаиваю как психолог: ваш ребёнок должен быть обо всём информирован. Вы ему, к примеру, говорите: «Зайчик, я выдаю тебе смартфон на 4 часа в сутки, а на выходные забираю». Или другой вариант, какой вам в голову придёт. Запомните самое главное: с ребёнком нельзя договариваться! Его можно только информировать. Единственное, что можно, — дать ему со своего барского плеча варианты, которые лично вас устраивают. Договариваться мы будем уже с подростком.

Разумный дефицит

— Одна из тем, которые постоянно поднимают родители, — мой ребёнок (или подросток) ничего не хочет, он вялый, безынициативный: почему такое происходит? Всё очень просто — их «перекормили». Развлечениями, игрушками, гаджетами, походами в кино и кафе. Если бы они жили в дефиците — слабом, но дефиците, — то такого бы не случилось. Им бы не хватало развлечений, впечатлений, материальных предметов и так далее. Был бы стимул развиваться и чего-то хотеть. Запомните главное: человек, который живет в разумно организованном дефиците, всегда чего-то хочет. Как этого избежать? Не нужно им говорить: «Я отдам тебя в любой кружок, только захоти. Я куплю тебе всё, что захочешь». Не надо покупать каждый день в магазине игрушки и киндер-сюрприз и бежать исполнять каждую его прихоть. Можно, кстати, «перекормить» его и вниманием — это происходит в семьях, где ребёнок — главная тема для обсуждения. Он знает, что родители живут только для него, всё для него делают. Повторяю, ребёнок должен считаться с чувствами других. Он должен регулярно делать то, что ему не хочется. Из чувства значимости других людей. Если ваш ребёнок «перекормлен» с детства, то в будущем его ждёт незавидное будущее.

О вреде компьютерных игр

— Некоторые родители говорят: я запрещаю своему ребёнку играть в компьютерные игры, а вот в школе он берёт у своих друзей телефон и играет в нём! Как бороться? В случае, как и со смартфоном, — никак. Как только вы вышли на эту тропу войны, вы проиграли. Они всё равно найдут возможность поиграть, и в лучшем случае это будет не тёмный подвал. Что вы хотите этим добиться? Вы же должны понимать, что современные дети рождаются с USB-разъёмом в заднице. Ваша зона влияния — это только ваш дом, где вы можете информировать его о вариантах: будешь играть час в день или только по выходным. Но запомните одну вещь: с каждым разом круг вашего влияния на ребёнка будет сужаться.

Выносливое существо

— Мне всегда смешны эти рассуждения мам о том, что «вы знаете, он у меня такой чувствительный». Запомните: дети считывают наше настроение, и если самка считает это нормой, то и детёныш сразу приспособится. Если вы будете переживать по какому-то поводу, то и ребёнок будет переживать. Я это вижу практически ежедневно, рядом с моим кабинетом находится процедурная. И вот мамы ведут дитё на прививку: «Милый, ты не бойся, это не больно, а мы потом пойдём с тобой в магазин, я тебе всё куплю, ты только не плачь». Ну и понятно, что дитё в этом кабинете ором орёт. А если папашка тащит дитё на прививку, то это, как правило, быстро и молча, потому что папашка на работу опаздывает, и дитё в кабинете только тихо ойкает и всё. Если вас будет постоянно колбасить по поводу вашего ребёнка, то будьте уверены, его тоже накроет. И потом он будет вами манипулировать. Всё очень просто. Вы решили отдать его в ясли с 1,5 лет? Всё, отдаёте и не терзаетесь разными там «а как он там, его плохо кормят, все обижают, я плохая мать». Как вы решите — так и будет. Если постоянно будете рефлексировать и под его дудку плясать, то потом всем только хуже будет.

Самотёк или контроль?

— Часто спрашивают: как выстраивать отношения с подростком, когда он пытается определить свой жизненный путь? Считаю, что не нужно перекладывать ответственность на ребёнка, — надо взять её на себя и сообщить ему о том, как вы намерены себя вести и что из этого может получиться. Например: «Зайчик, я приняла решение. Я не буду вмешиваться в твой выбор и предоставляю тебе возможность сделать его самостоятельно. Если ты куда-то поступаешь, я поддержу тебя. Могу профинансировать платное образование в определённом объёме. Если ты не поступаешь, то идёшь в армию. Возвращаясь из армии, ты ищешь себя. Я поддержу тебя в любом случае». Или: «Зайчик, мы в течение пяти поколений все учителя. Хочешь ты или нет, но станешь учителем. Оплачивать буду только педагогический. Решишь стать кем-то другим — вперёд, зайчик. Но не за мой счёт». Это касается и успеваемости в школе. Вы можете сказать: «Я нанимаю тебе репетитора по английскому, потому что, чую, там “два”. Историю, литературу ты наболтаешь. А вот за английский буду тебя лицом по салату возить». Или, наоборот, вы ему говорите: «Зайчик, меня от этой школы давно блеват-кидат. Поэтому учись, как хочешь, а я тебя в бригаду штукатуром возьму, потому что считаю: труд — это самое главное в жизни».

 

Вариантов масса. Что касается самого контакта с подростком, то в тот момент, когда начинается подростковость, не надо к нему лезть. Наоборот, быстро сделать два шага назад со словами: «Знаешь, зайчик, отползаю. Я чувствую, что-то пошло не так. Жду, когда ты будешь выходить» — и уйти. Если это сделать рано, «зайчики» пугаются и прибегают сами. А если напирать, добиваться откровенности, ребёнок закроется. Если контакт уже потерян, остаётся только ждать окончания подростковости и тогда пробовать установить отношения «взрослый — взрослый». Есть, конечно, опасность, что ребёнок может наделать ошибок и самому себе многое в жизни испортить, но она не профилактируется тем, что вы будете лезть к нему и стучаться туда, куда вас не пускают. Ребёнок должен осознавать, что его родитель полноценен: он к нему не лезет, но всегда рядом и готов оказать помощь.

Не умеют анализировать

— Один из самых распространённых вопросов: можно ли ребёнка заставить читать? Отвечаю — нет. Только личным опытом: читайте ему вслух книги. А если вы этого не делаете, то забейте. Современный ребёнок получает в день столько информации, что нам с вами и не снилось. Другое дело, что они скользят по этим информационным волнам, не вникая в суть. И, к сожалению, у них отсутствуют навыки анализа и выстраивания логических цепочек. Те дети, которые не читают книг, но потребляют кучу информации, очень доверчивы. Они не умеют анализировать информацию и иногда не понимают, почему на заборе слово из трёх букв написано, а там дрова лежат. Современные школы больше не учат детей анализировать текст, и это лишний раз говорит, что в нашей системе образования — кризис. Поэтому, уважаемые родители, делайте это сами! Заставляйте ребёнка пересказывать то, что он прочёл.


КСТАТИ

Любопытный факт: Екатерина Мурашова считает, что «групп смерти» и разных там «синих китов» не существует. Она уверена, что популярность «групп смерти» — это обычное общественное явление, которое вскоре сойдёт на нет. Оно приобрело известность благодаря трём феноменам, привлекающим людей, в особенности подростков. Во-первых, дети любят группироваться («все ставят на аватарки синих китов — и у меня должна быть»); во-вторых, они обожают опасные тайны. Третий же фактор можно назвать желанием найти теорию заговора, что характерно для незрелого интеллекта взрослого или подростка («за всеми этими “группами смерти” должен кто-то стоять»). Екатерина Мурашова говорит, что истерия по поводу «групп смерти» скоро пройдёт, если уже не проходит. То же самое, по её словам, произошло с историей про «детей индиго», которые, как утверждалось, чуть ли не представляют новую расу людей. Сейчас о них уже практически никто не вспоминает.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика