28.03.19

Прозрачно и без рисков

Закон о госсобственности в действии — на сессии заксобрания депутатам представлен проект Концепции управления и распоряжения областным имуществом

Депутаты бюджетного комитета Александр Морозов и Сергей Гайдук.

Разработка концепции входит в число основополагающих положений этого закона, который стал одним из самых знаковых законодательных актов последнего времени. Его разработке предшествовал ряд резонансных событий, касающихся распоряжения областной собственностью и вызвавших бурную реакцию депутатов. В частности, это заключение спорных концессионных соглашений на строительство четвёртого моста через Обь и двух мусоросортировочных комплексов, а также договор на передачу в долгосрочную аренду более 200 тысяч га уникальных лесных угодий в Тогучинском районе. В свете этих событий парламентариям стало окончательно очевидно: они должны принимать более активное участие в управлении и распоряжении госсобственностью. Работа над законом началась в конце 2017 года, в первом чтении он был принят в апреле 2018-го, затем более двух месяцев шла его доработка и подготовка ко второму чтению, которое состоялось в начале июля 2018 года.

 

Согласно закону, депутатам долж­на представляться на рассмотрение Концепция управления и распоряжения государственной собственностью области. Этот документ разрабатывается правительством региона на шесть лет и должен содержать полную информацию о размере, текущем состоянии областной собственности и планах управления ею. Проект первой Концепции на 2019—2024 годы был представлен 20 марта на заседании комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. О его основных положениях рассказал руководитель департамента земельных и имущественных отношений Новосибирской области (ДИЗО) Роман Шилохвостов.

 

Проект определяет круг вопросов, входящих в сферу управления и распоряжения государственной собственностью области. Это:

 

  1. осуществление прав владения, пользования и распоряжения собственностью;
  2. приобретение и отчуждение имущества;
  3. передача и приём имущества из других уровней собственности;
  4. создание, реорганизация и ликвидация государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Новосибирской области;
  5. учёт объектов государственной собст­венности;
  6. разработка нормативных правовых актов для реализации федеральных и областных законов, регулирующих отношения в сфере управления и распоряжения собственностью.

 

На 1 октября 2018 года в областной реестр госсобственности были включены сведения о 2 715 земельных участках, 3 865 зданиях и помещениях, 2 614 сооружениях, 57 802 «единицах особо ценного движимого имущества и 120 760 единицах иного имущества».

 

В областной госсобственности находились доли уставных капиталов 29 хозяйственных обществ. Это 18 лесхозов, один санаторий и 10 институтов развития, включая Агентство инвестиционного развития, Технопарк Новосибирского Академгородка, управляющие компании Биотехнопарка и Промышленно-логистического парка.

 

В числе основных проблем в управлении собственностью глава ДИЗО назвал отсутствие полной инвентаризации объектов недвижимости и технической документации на их часть, нехватку сведений и недостатки в системе учёта госсобственности, проблемы с определением справедливой кадастровой стоимости объектов недвижимости. На 1 января 2019 года право госсобственности было зарегистрировано лишь на 85% объектов недвижимости, включённых в реестр.

 

На 1 сентября 2018 года 2 856 объектов государственной собственности Новосибирской области, включая земельные участки, были переданы в аренду, в безвозмездное пользование, в залог, в доверительное управление, по концессионным соглашениям. В 2017 году от использования имущества, находящегося в областной собственности, в бюджет региона поступило 311,3 млн рублей. Часть объектов находится в ветхом или аварийном состоянии, доходы от управления собственностью в казну поступают нестабильно, часть земельных участков не вовлечены в оборот.

 

Роман Шилохвостов перечислил заложенные в основу Концепции принципы управления и распоряжения собственностью. В их числе — эффективность; определённость; адаптивность; прозрачность; последовательность; кадровое обеспечение; ответственность; предупреждение рисков и управление ими; оптимальность форм и методов управления; непрерывность контроля.

 

Концепция выстраивает приоритетные направления работы органов власти по управлению и распоряжению собственностью. К ним относится, в частности, оптимизация количества госучреждений. В период действия Концепции запланирована реорганизация 15 государственных учреждений и 4 государственных унитарных предприятий Новосибирской области, включая 3 лесхоза, создание 14 госучреждений, 12 из которых — лесхозы. Концепция развития лесного комплекса области предполагает проведение процедур по созданию государственных автономных учреждений (ГАУ) в сфере лесохозяйственной отрасли. В ГАУ будут преобразованы Краснозёрский, Маслянинский, Михайловский, Барабинский, Баганский, Здвинский, Северный, Венгеровский, Болотнинский, Мирновский, Сузунский и Куйбышевский лесхозы. Кроме того, будут ликвидированы АО «Экооператор», которое не было признано региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, и АО «Цент­ральный мост».

 

Ещё один приоритет — построение эффективной системы управления институтами развития: АИР и тремя парковыми проектами. Отмечено, что они имеют принципиально иные цели и задачи, чем обычные акционерные общества, и эффективность их деятельности «не может измеряться стандартными показателями оценки эффективности — например, извлечением прибыли». В числе приоритетов также создание эффективной системы управления земельными ресурсами и развитие рынка земли; упорядочение государственной регистрации прав собственности области; обеспечение сохранности и целевого использования госимущества; предоставление малому и среднему бизнесу преимущественного права на приобретение арендуемых ими объектов недвижимости.

 

В результате реализации Концепции предполагается ликвидировать все унитарные предприятия, созданные на базе имущества, находящегося в госсобственности области, избавиться от аварийных и ветхих объектов недвижимости. Поставлены задачи вовлекать объекты госсобственности в концессионные соглашения, сокращать число объектов незавершённого строительства, созданных с привлечением бюджетных средств, а также количество неиспользуемых земельных участков.

 

Депутаты бюджетного комитета рекомендовали вынести проект Концепции на рассмотрение сессии заксобрания. Кроме того, правительству области предложено ускорить принятие всех необходимых для её реализации нормативных правовых актов.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up