28.01.19

Проверки на дорогах

Почти 3 миллиарда рублей ежегодно выделяется на строительство и ремонт сельских дорог. Почему же отремонтированные дороги быстро приходят в негодность?

27,4 тыс. км — общая протяжённость автодорожной сети Новосибирской области.
Что имеем, не храним

Одной из главных национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, поставленной президентом в Указе №204 от 7 мая 2018 года, является «увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, не менее чем до 50 процентов». Региональные — это дороги, по значимости идущие следом за федеральными, и, на первый, непрофессиональный взгляд, они у нас в области довольно неплохого качества, хотя даже половина не дотягивает до норматива. А вот что касается других…

 

Депутаты комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике за последние годы неоднократно подчёркивали: чтобы хотя бы привести в порядок все дороги региона, нужно несколько лет, в течение которых дорожный фонд Новосибирской области должен составлять 25—30 миллиардов рублей, а не 11-12 миллиардов как сейчас. А поскольку в обозримом будущем это вряд ли возможно и придётся довольствоваться тем, что есть, тем более нужно ценить каждый рубль, направляемый на развитие дорог. На новое строительство, реконструкцию и все виды ремонтов — капитальные, текущие и планово-предупредительные. Но очередная проверка Контрольно-счётной палаты Новосибирской области законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры, показала, что нарушений в этой сфере множество. Весомым подтверждением этого может являться и независимый контроль, проведённый специалистами СГУПСа, установивший, что качество проведения работ на автодорогах Новосибирской области в 2017 году ухудшилось по сравнению с 2016 годом.

Выше уровень — меньше проблем

Результаты проверки, приведённые аудиторами на заседании транспортного комитета, указывают на одну любопытную тенденцию, которую впоследствии подтвердил и председатель комитета Фёдор Николаев. Условно она такова: чем выше уровень — финансовый и административный, — тем меньше проблем. В работах по проекту «Безопасные качественные дороги» (БКД), допустим, особо не забалуешь: важные объекты и пристальное внимание со всех сторон, федеральное софинансирование и федеральный же конт­роль. Отдельные недостатки бывают и на объектах БКД, но не столь массово. Примерно такая же ситуация и с региональными автодорогами, где заказчиками работ являются ТУАД и минтранс региона — всё, что происходит на этих дорогах, находится под пристальным вниманием общественности. А вот на дорогах межмуниципального и местного значения беспорядок — как с качеством работ, так и с контролем. Согласно отчёту КСП, наиболее распространённые нарушения и недостатки в работе минтранса НСО, государственного и муниципальных заказчиков, а также подрядных организаций в целом по области выглядят так: работы по проекту, не прошедшему госэкспертизу, недостоверная информация о фактическом объёме работ в актах приёмки, нарушения законодательства в сфере закупок, превышение лимитов бюджетных обязательств при заключении муниципальных контрактов и так далее.

 

Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике: 

— С точки зрения территориальной системы автодорог ситуация более-менее стабильная. Проблема с муниципальными образованиями. Не улучшается ситуация, а только ухудшается. Думаю, что это системный вопрос. Мы предлагаем пригласить ведущие муниципальные образования и обсудить эту проблему.

Время наводить порядок

По логике, те, у кого ситуация хуже всего, больше всех должны быть заинтересованы в её исправлении, но в реальности всё наоборот. Именно в сельских муниципальных образованиях, где дороги и так самые плохие, ситуация с качеством работ самая непрезентабельная. Точкой отсчёта возникновения проблемы, о которой депутаты заксобрания говорят уже несколько лет, можно считать 2012 год, когда муниципальные образования стали напрямую получать часть акцизов, поступающих в дорожный фонд области. Вкупе с дополнительными и регулярными субсидиями из областного бюджета сумма получается очень приличная: на осуществление деятельности в отношении дорог местного значения в 2017 году из областного бюджета было направлено 2,8 миллиарда рублей субсидий, а за 10 месяцев 2018 года — 2,5 миллиарда. Это около 30% всех средств, направляемых на реализацию областной госпрограммы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015—2022 годах». Средства шли на строительство, реконструкцию и ремонты улично-дорожной сети, представляющей собой преимущественно, если не считать грунтовки, дороги в щебёночном или грунтово-щебёночном исполнении. Не асфальт и не цементобетон, конечно, но для села хоть что-то, однако проверка КСП показала, что практически повсеместно нарушалась технология уплотнения дорожного покрытия, что приводит к преждевременному разрушению проезжей части автодорог и направлению дополнительных бюджетных средств на их восстановление. Проще говоря, купленный за деньги щебень в буквальном смысле уходил в песок, и вскоре дорогу ремонтировали заново. Как верно отметила депутат Елена Тырина, впустую тратятся не только бюджетные деньги — в землю уходят и наказы избирателей.

 

— Я теперь понимаю, почему при встречах на округе люди постоянно жалуются именно на щебёночные дороги, — сказала Елена Тырина. — Мы в своё время получили от людей наказы сделать дороги, но я сомневаюсь, что их можно считать выполненными, если столько замечаний и нарушений. Получается, что депутаты 7-го созыва, которые будут избираться уже через полтора года, получат те же наказы по дорогам, что и мы в 2015 году?

 

Председатель комитета Фёдор Николаев согласился, что отсутствие контроля за качеством выполненных работ на сельских дорогах — тотальное, но это не всегда вина самих муниципалов. При этом — решение есть:

 

— У нас в области почти 500 сельских муниципальных образований, и нужно понимать, что найти 500 специалистов дорожного контроля с высшим образованием нереально, да и нет в муниципалитетах тех объёмов, чтобы держать в штате таких людей, — сказал депутат. — Примерно такая же ситуация и с закупками, с людьми, умеющими работать с 44-ФЗ. Мы неоднократно предлагали передать дорожно-строительный контроль на уровень муниципальных районов, где и люди есть, и возможность нанимать специализированные организации, осуществляющие контроль качества выполненных работ. Представители минтранса нам сказали, что проект этих изменений они подготовили, но мы предварительно хотим это публично обсудить с главами сельских районов, с Советом муниципальных образований, чтобы решение не стало просто переброской полномочий, а реально сработало. Ведь если называть вещи своими именами, то сегодня 3 миллиарда рублей на дороги используются крайне неэффективно, там нет контроля, поэтому в 2019 году ситуацию нужно разрешить — и поставить точку в этой многолетней «вакханалии».

 

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика