29.11.19

Приют для опьяневших

Какими станут обновлённые вытрезвители, которые законодатели предлагают вернуть в нашу жизнь?

Инициатива о возвращении в российские реалии исчезнувших с наших улиц в 2011 году вытрезвителей вызвала широкий резонанс. Законопроект с длинным названием, включающим слова об «оказании помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке», для простоты сразу окрещённый СМИ «законом о вытрезвителях», был принят Госдумой в первом чтении в начале ноября 2019 года.

 

Законопроект предлагает закрепить за регионами полномочия по оказанию помощи нетрезвым гражданам, подпадающим под указанные в названии документа критерии. В том числе это может быть организация специальных учреждений, правила работы которых должно будет утвердить Правительство РФ.

 

Одновременно предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, включая законы о полиции, об охране здоровья граждан и о государственно-частном партнёрстве. В случае их принятия полицейских наделят правом доставлять пьяных не только в медицинские учреждения, как закон требует сейчас, но и в создаваемые спецучреждения. Врачи смогут в особых случаях проводить медицинское вмешательство без согласия гражданина (сейчас закон требует информированное добровольное согласие самих граждан или их близких). Изменения в законе о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве позволят создавать специализированные учреждения с использованием этих механизмов.

 

Однако намного меньше пить россияне не стали, а врачи в больницах принимают таких «пациентов», которые отнюдь не всегда ведут себя мирно, без энтузиазма. Поэтому практика возрождения неких специализированных организаций для «приюта опьяневших» в порядке инициативы снизу начинает возрождаться. Сегодня такие учреждения уже действуют в 20 регионах, но везде на разных юридических принципах — в подчинении муниципалитетов или региональных органов власти, при существующих медучреждениях или в отдельных зданиях. И законопроект призван унифицировать и закрепить законодательно практику организации вытрезвителей. При этом авторы документа отмечают, что новый закон не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета. То есть создавать ли на своей территории вытрезвители, а если да, то за счёт каких средств они будут работать, должны решать сами регионы.

 

Когда система вытрезвителей в нашей стране действовала, туда доставлялись ежегодно от 2,5 до 5 миллионов граждан. После закрытия вытрезвителей, по данным авторов законопроекта, на улицах страны ежегодно гибнут более 50 тысяч человек, находящихся в состоянии опьянения, из них 8—10 тысяч — от переохлаждения. Количество преступлений, совершённых в состоянии опьянения, с 2011-го по 2018 год возросло примерно на 35%. Нетрезвые граждане и сами часто становятся жертвами преступлений. По данным соцопросов, около 80% жителей страны выступают за возрождение системы вытрезвителей.

 

Будет ли возвращать систему вытрезвителей Новосибирская область? В региональном минздраве на запрос о позиции ведомства ответили лаконично: «Комментарии и разъяснения о проектах нормативных актов не предоставляются до их вступления в законную силу». Примерно так же пояснила позицию ГУ МВД России по Новосибирской области пресс-служба управления, однако отметив, что сотрудники органов внутренних дел, безусловно, положительно оценивают возможность возвращения системы медицинских вытрезвителей, так как ситуация, сложившаяся после их упразднения, заметно осложнила работу патрулей и дежурных частей. Вместо того чтобы доставлять перебравших граждан в вытрезвители, сотрудники полиции вынуждены теперь определять, есть ли угроза жизни и здоровью, вызывать скорую помощь и передавать их медикам. Если же медицинских показаний нет, но человек себя не контролирует, его, хоть он и не нарушал порядок, доставляют в отделение полиции, где он занимает место реального правонарушителя.

 

В пресс-службе привели статистические данные: в Новосибирской области в 2019 году гражданами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, совершено 4 тысячи преступлений; составлены административные протоколы на 12 тысяч правонарушений, связанных с распитием спиртных напитков. Сотрудники полиции уверены: если бы медицинские вытрезвители продолжали работать, эти цифры были бы существенно меньше.

 

По мнению заместителя председателя комитета заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Евгения Смышляева, возвращение системы вытрезвителей необходимо, однако на каких условиях они будут работать, нужно очень хорошо обдумать.

 

— Стоит ли организовывать их на условиях ГЧП — это для меня вопрос, — говорит депутат. — Раньше вытрезвители были хоть и государственные, но платные — это правильно. Как это лучше реализовать сегодня, надо решать. Но они необходимы, поскольку сейчас доставка граждан, находящихся в состоянии опьянения, в больницы, влечёт за собой множество проблем. Это претензии и медицинского персонала, и людей, которые там лечатся. Но бросать пьяных на улице тоже нельзя — их могут обокрасть, они могут замёрзнуть, поэтому должны быть действительно специализированные учреждения. И всё равно тут будут задействованы сотрудники полиции, это должна быть их прерогатива.

 

С коллегой солидарен член комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Сергей Конько:

— Медвытрезвители однозначно нужно возвращать, и их необходимо выводить из системы здравоохранения, потому что люди, которые приходят в больницу лечиться, с этими агрессивными девиантными группами сталкиваться не должны. Существует и очень серьёзная проблема обеспечения безопасности врачей и медперсонала. Кроме того, надо учитывать, что большинство бытовых правонарушений совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Так что организация работы вытрезвителей — функция только отчасти медицинская, это должно быть проблемой и правоохранительных органов. Однозначно это должны быть отдельные учреждения, и однозначно в совместном ведении правоохранителей и системы здравоохранения.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Первый вытрезвитель в России под названием «Приют для опьяневших» был открыт в 1902 году в Туле. Он состоял из двух отделений: помещения для самих «опьяневших» и приюта для детей пьющих родителей. В штате были фельдшер и кучер, который ездил по городу и подбирал пьяных. Через несколько лет подобные учреждения стали появляться во многих других губернских городах.
Первый советский вытрезвитель был открыт в 1931 году в Ленинграде, на улице Марата. В 1940 году приказом наркома внутренних дел Лаврентия Берии организация работы вытрезвителей от наркомата здравоохранения была  передана НКВД. Вытрезвители продолжали оставаться «под крылом» органов внутренних дел вплоть до 1992 года, когда обязанности по руководству их работой были возложены на Минздрав РФ, а за органами милиции сохранялось право доставлять граждан в вытрезвители. Однако фактически «двоеначалие» сохранялось вплоть до 2011 года, когда функция по организации работы вытрезвителей была признана «несвойственной и избыточной» для органов внутренних дел, и сеть медвытрезвителей в стране была полностью ликвидирована. Отныне пьяных было предписано доставлять только в медицинские организации.

 

То, что вытрезвители советского и раннероссийского периода помогали спасать жизни самих пьяниц и сохранять покой трезвых граждан, факт очевидный. Но утверждать, что система работала совершенно прозрачно и изолировала от общества исключительно опасных для него персоналий, тоже вряд ли кто-то рискнёт. «Ведомости» опросили нескольких человек, кому в разное время довелось побывать в этих учреждениях.

 

— Это было году в 1994-м или 1995‑м, — вспоминает Александр П. — я возвращался с работы, где коллега «проставлялся» по поводу рождения сына. Выпили совсем немного, шёл я вполне уверенно, не шатался, песни не пел. Подошли двое милиционеров, попросили дыхнуть. Я попытался объяснить, что выпил всего ничего, со мной всё в порядке. Ответили: «Прости, парень, у нас план горит» — и увезли.

 

Про этот пресловутый «план» вспоминают многие. Как и про то, что с правоохранителями можно было попытаться договориться. Иногда на это и был расчёт.

— Я возвращался из ресторана, — рассказывает Игорь Н. — меня взяли под руки, когда пытался поймать такси. Против моего предложения договориться никто возражать не стал, я отдал какую-то купюру — по-моему, рублей 50, — немалую сумму по тем временам. Потом знакомые рассказали, что возле ресторанов так бывало нередко.

 

По мнению Евгения Смышляева, подобные ситуации сегодня вряд ли возможны:

— Я надеюсь, до такого не дойдёт. Времена изменились, защита прав граждан сегодня стала намного более действенной. Кроме того, далеко шагнул вперёд технический прогресс, зафиксировать какие-то неправомерные действия и пожаловаться на них стало заметно проще.

 

Сможет ли эффективно работать формат государственно-частного парт­нёрства или будет целесообразнее финансировать вытрезвители из регионального бюджета?

— Как показывает практика, механизм ГЧП у нас не особо хорошо работает, — считает Сергей Конько. — Поэтому такие функции, на которых в принципе нельзя зарабатывать, должны быть государственными. Я не думаю, что на это понадобятся очень уж огромные бюджетные средства. Никто же не станет строить какой-то новый центр с суперсовременным оборудованием. Полагаю, что есть помещения, которые можно под это приспособить.

Как бы то ни было, вопросов к возрождаемой системе вытрезвителей остаётся множество. Все, от кого зависят ответы на них, сейчас ждут принятия закона в окончательном виде.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up