25.10.18

Прикоснуться к земле

Депутат Валентин СИЧКАРЁВ о стоимости ФАПов, дорожной иерархии и «заразных» талантах

Заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентин Сичкарёв одинаково ответственно относится и к работе в заксобрании, и к решению проблем избирателей своего округа, расположенного в Коченёвском и Чулымском районах.

 

— Валентин Викторович, область вступила в очередной этап — избран новый губернатор, утверждено новое правительство. Какие ожидания у вас связаны с этими изменениями?

 

— Все прошедшие месяцы Андрей Александрович Травников, ещё занимая должность врио губернатора, знакомился с областью. А область знакомилась с ним. Он объехал все сельские районы, изучил проблемы, большинство которых призвана решить программа наказов избирателей. Когда мы шли на выборы три года назад, то получили пять тысяч наказов со всей территории области — на 150 миллиардов рублей.

 

В губернаторской кампании принимали активное участие и депутаты. Я проехал по всем своим муниципальным образованиям, провёл около 40 встреч, сходов граждан, почти в каждой деревне. Это были и отчёты перед избирателями за три года моей работы в нынешнем созыве, и обсуждение новых задач, накопившихся за это время. Таким образом, и будущий губернатор, и мы, депутаты, в ходе кампании вобрали информацию обо всех проблемах территорий, ещё раз прикоснулись к земле.

 

Что особо заботит людей сейчас — это дороги. Причём примерно одинаково часто говорят и про межпоселенческие, и про внутрипоселковые. Раньше в большей степени волновало, как подъехать к селу. Сейчас межпоселенческие дороги во многих муниципальных образованиях сделаны, достаточно много денег туда направляется. Но внутрипоселковые мы обошли стороной. Средства, которые выделяются именно на внутрипоселенческие дороги, очень малы. На Коченёвский район, например, — 30 миллионов в год. Если разделить на всех, миллиона в год не получается. Двести-триста метров улицы можно сделать максимум. А когда протяжённость дорог в одном селе 7-8 километров, то что такое 200—300 метров? Когда мы в этом году полтора миллиарда выделяли на сельские дороги, пропорция была: 1,3 миллиарда — на межпоселенческие дороги, и всего 200 миллионов — на поселковые. На все 450 муниципальных образований области. Это просто крошки. Поэтому я предложил, выступая на заседании правительства: давайте при формировании бюджета на 2019 год предусмотрим, чтобы в каждом селе было сделано хотя бы по одной дороге — там, где дети идут в школу. Это очень важно.

 

— Какие ещё проблемы поднимали избиратели?

 

— За три года, прошедших с нашего избрания, вровень с дорогами поднялась проблема чистой воды. Если на дороги у нас деньги всё же идут миллиардами, то на чистую воду — очень жидко. Была поправка на 200 миллионов при принятии бюджета на 2018 год, но на всю область это очень мало. Там, где были сделаны скважины, в том числе и у меня на округе, многие водопроводы уже рассыпались. Они все старые, советские, латаные-перелатаные, их просто менять надо, но денег нет. Программа «Чистая вода» явно очень сильно недофинансирована. Поэтому люди делают на ней такой акцент.

 

Неплохо работает программа по пластиковым окнам в школе. С детскими садами мы тут немного запаздываем, их позже подключили. Приходится, чтобы наверстать, выделять средства из депутатского фонда. С его помощью я много окон сделал в детских садах. Хорошо, что депутатский фонд сейчас увеличили до четырёх миллионов рублей. Я проехал по всем муниципальным образованиям, мы на встречах с людьми вместе обсуждали, куда им нужны деньги в первую очередь.

 

— Как вы оцениваете ситуацию со строительством ФАПов в области?

 

— В этом году у меня на округе их сделано два — один в Коченёвском районе, один в Чулымском. Но совсем не та скорость, которая требуется. Потребность на область — 250 ФАПов. И теми темпами, которые есть сейчас, мы будем их десять лет делать. Я видел документ, подготовленный нашим минздравом. Там указано, что в области цена самого распространённого ФАПа — 8,3 миллиона рублей. В то время как в Томской области, где такие же климатические условия, средняя цена — 2,8 миллиона. В два с половиной раза меньше. Так давайте поедем в Томск и научимся строить ФАПы за такие же деньги. И сможем в три раза больше строить за год.

 

— Депутаты не раз обсуждали, что где-то ФАПы можно не строить, а реконструировать существующие.

 

— Возможен и такой подход. Но тут тоже надо очень внимательно следить за качеством работ. В Дупленке в Коченёвском районе мы после встречи с жителями специально пошли, посмотрели, как ремонтируется ФАП: на старое здание пытаются приклеить сайдинг. Зачем? Чем он поможет? Поэтому надо смотреть, где и как можно отремонтировать — не губы накрасить, не внешний вид создать, а укрепить, утеплить, сделать удобнее для людей.

 

— Минэкономразвития области традиционно связывает надежды на пополнение бюджета с реализацией инвестиционных проектов. Как вы считаете, достаточны ли условия, которые для них создаются в регионе?

 

— Я думаю, что на 80—90 процентов повестку дня здесь формирует общефедеральная ситуация. И когда лет десять назад был всплеск — это отразилось на всей стране. Инвестиции шли, предприятия строились, бизнесмены вкладывались. Сейчас другая ситуация. Предприниматели очень осторожно вкладывают деньги в бизнес, потому что судьба инвестиций просто непонятна. Потребительского спроса нет, платёжеспособность населения падает. Поэтому ниш у инвесторов остаётся немного. И налогообложение ужесточается — да, это выводит бизнес из тени, всех заставляют платить налоги, но всё равно это дополнительная нагрузка на предпринимателей. Банковские проценты пока сильно не снижаются, отдача от вложенных денег не увеличивается. Поэтому в основном предприниматели сейчас работают над сохранением или стабилизацией бизнеса.

 

— Что вы думаете по поводу утверждённого месяц назад нового состава правительства области?

 

— Ротация, хоть и небольшая, есть. Считаю, совершенно правильно, что министерство науки отделили от министерства образования. Это особенно актуально сейчас, когда такими большими суммами будет поддержан проект «Академгородок 2.0». Из федерального бюджета должны поступить огромные средства, и они пойдут в экономику нашей области. В работу будут вовлечены многие предприятия, это и пополнение в бюджет, и развитие наукоёмких отраслей, имеющих большой потенциал. Я даже по Технопарку, в наблюдательный совет которого вхожу, могу судить. Там создана атмосфера обмена энергиями, талантливые люди «заражают» друг друга, какие-то новые решения рождаются в процессе общения. В научном процессе часто так: когда есть крупное изобретение, попутно рождаются какие-то мелкие идеи, которые не вписываются в общий проект, но сами по себе тоже имеют право на существование, имеют возможность коммерциализироваться и отпочковываются в какие-то отдельные бизнесы. Поэтому если «Академгородок 2.0» сработает, это может принести миллиарды рублей областному бюджету.

 

АКЦЕНТЫ

О перспективах развития

— Инвестиционные проекты, даже если посмотреть по нашему промышленно-логистическому парку, — все те же на манеже, кто и был много лет назад, те же имена. А земли свободной там масса — снабжённой коммуникациями, дорогами, инфраструктурой. Заходи, стройся, работай. Не идут.

Что у нас в области не делается из того, что можно было бы дополнительно сделать, честно скажу, не знаю. У нас много было эйфории от пакета инвестиционных законов два года назад, но ничего они особого не дали. Валовой региональный продукт Новосибирской области — триллион рублей, областной бюджет — 130 миллиардов, из которых зарплатная составляющая — 85 процентов. Получается, что реально идёт на строительство всяких объектов 20—25 миллиардов. Триллион и 20 миллиардов рублей — как тут можно повлиять на реальную экономику? Поэтому я и говорю, что в большей степени бизнес регулируется массивом возможностей, которые задаются общим рынком России.

Если «Академгородок 2.0» реализуется, если бюджет вложит эти десятки миллиардов рублей, конечно, жизнь там закипит. Там и рабочие места наукоёмкие создадутся, под них появятся бизнес-центры, новые технопарки, производственные возможности для более мелкого бизнеса вокруг этого, жильё для молодых инноваторов. Если синхротрон в Кольцово будут создавать, это тоже ускорение придаст. Если в Биотехнопарк зайдёт мощный холдинг «АФК-система», то, конечно, за ними пойдут инвестиции.

О дорожных приоритетах

— Министр транспорта Анатолий Викторович Костылевский нашёл правильный механизм: он проводит защиту дорог каждого округа. При этом обязательно присутствуют депутаты, замглавы района по транспорту и представители министерства. И мы «проходим» по всем дорогам. Министерство говорит: вот такие деньги вам на район будут выделены, давайте ставить приоритеты. И мы, понимая состояние дорог, учитывая количество жителей в сёлах, принимаем решения. Возможно, до какого-то населённого пункта стоит не в полном объёме сделать дорогу, а самый сложный кусок, пускай один-два километра. Так мы снимаем самые острые проблемы, распоряжаемся средствами с учётом интересов людей. Плюс выстраиваем эту иерархию, составляем лист ожидания, и, если какие-то дополнительные средства в течение года поступают, мы уже знаем, в какой последовательности и куда их направлять.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up