08.08.17

Придут и завтра

Знаменитая Фрося Бурлакова закончила свой путь в Новосибирске.

В любом городе, как в шкатулке с секретом, хранятся разные истории — таинственные, грустные, смешные и поучительные — на любой вкус. Иногда они связаны с людьми, которых знала и знает вся страна, и тогда хитросплетения сюжета раскрывают нам жизнь героя совсем в другом ракурсе. Так случилось и с заслуженной артисткой РСФСР Екатериной Савиновой, чья звонкоголосая Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» покорила страну на много десятилетий вперёд. Её уход в 43 года навсегда связал Новосибирск с именем легендарной актрисы.

 


Ельцовка: начало пути


В Ельцовском районе Алтайского края появился мемориальный музей заслуженной артистки РСФСР Екатерины Савиновой, где хранятся ноты, дневники и письма актрисы, переданные её мужем, режиссёром Евгением Ташковым. Ведь ясноглазая Савинова, обладательница уникального оперного голоса в три октавы, родилась именно здесь — в селе Ельцовка, в 1926 году. Бегала чумазая по просёлочным дорогам, пасла коз, а вечерами собирала на крыльце своего дома окрестную ребятню — давала концерты, распевая «душевные песни». Вся деревня называла Катю «певицей» и по доброму пророчила: эх, девка, в Москву поди подашься, в артистки пойдёшь, про нас там не забывай. А когда Кате исполнилось 17 лет, то покидала она в жёлтый фибровый чемодан (роскошь-то какая!) нехитрые пожитки и отправилась босая на железнодорожную станцию — совсем как её героиня Фрося Бурлакова в фильме «Приходите завтра». Денег на билет у неё не было, пришлось добираться до Москвы на перекладных. Мне бы очень хотелось узнать: каково это — в 1943 году добираться из глухой деревни Алтая до Москвы на перекладных? К сожалению, история об этом умалчивает.


— Евгений Ташков специально писал сценарий под свою жену, — рассказывает алтайский краевед, сотрудница мемориального музея Любовь Тополева. — Этот фильм он ей подарил и посвятил, не смотря на то, что вся кинематографическая общественность, настроенная против Савиновой известным режиссёром Пырьевым, была против её съёмок в «Приходите завтра». А фильм, да, практически автобиографичен. Савинова в Москву приехала с этими своими большими и раскрытыми глазами, наивная и доверчивая, как Фрося.

 


Станция Москва


Правда, в фильме Фрося в консерваторию всё-таки прорвалась наивным танком, а вот в жизни Савиновой пришлось год отучиться не по музыкально-артистичному профилю — в землеустроительном институте. А потом судьба её поставила перед выбором: ВГИК, МХАТ или консерватория? Кино, театр или всё-таки — карьера оперной певицы? Как писала в своих дневниках Савинова, она сделала неправильный выбор, решив, что кино — это её призвание, путь оказался ложным и иллюзорным — как синема. «Кино — это дьявол, который забирает душу и ничего не даёт взамен», — написала она в школьной тетради.


Но в начале пути ярко сияло солнце в виде «великого и ужасного» главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, который предложил ей роль Любочки в фильме «Кубанские казаки». Ах, как она была хороша в образе подруги Клары Лучко! Пресса тогда писала, что Савинова — это уникальная смесь голливудского стандарта и типажа русской красавицы — лицо в форме солнышка, беззаботная белозубая улыбка, губки бантиком и волна белокурых волос. Того же мнения, видимо, придерживался и Иван Пырьев, обожающий молоденьких хорошеньких актрис. Как всякий самодовольный мэтр, Пырьев не терпел со стороны слабого пола никаких отказов. Поэтому пощёчина Савиновой, которую она влепила «великому и ужасному» в ответ на его непристойное предложение, запустила механизм под названием «пырьевское проклятие». Савиновой просто перекрыли творческий кислород. Её не приглашали на съёмки, «забыли» или, как бы сейчас сказало поколение соцсететей, «отфрендили».


Чтобы «отвлечься», Савинова поступила в Гнесинку на вокальное отделение, вся профессура аплодировала ей стоя: голубушка, с вашим голосом у вас блестящее будущее! После окончания института с красным дипломом её приглашали в Большой театр, но тот проклятый выбор, который она сделала пять лет назад, не позволил ей изменить судьбу.

 


Станция Болезнь


Евгений Ташков был замечательным режиссёром и очень любил свою жену. И видеть, как на протяжении 13 лет мучается твоя любимая и невостребованная половина, было совершенно невозможно. Ташков поступил, как мужик: написал сам сценарий «Приходите завтра», выбил деньги на съёмку фильма и послал по матушке главу «Мосфильма», начав творческий процесс на Одесской киностудии. Фильм вышел на экраны в 1963 году, и Савинова проснулась знаменитой.
Меньше чем за год кино посмотрели 15,4 миллиона человек, актриса получила приз за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале и звание заслуженной артистки РСФСР. Казалось бы, жизнь налаживается! Но на момент съёмок Савинова была уже безнадёжно и тяжело больна — температура, головокружения, тошнота, обмороки, временные помутнения сознания.

Обследования ничего не выявили, с диагнозом врачи тянули. А ей становилось всё хуже, и главное, стали заметны первые признаки душевного нездоровья. Следующие девять лет Екатерина проводит в клиниках. Переживает, пишет в дневнике: «Я подвела любимых мужа и сына. Они со мной мучаются».


Диагноз всё-таки был поставлен: бруцеллёз, зооинфекция, которая передаётся от животных и поражает весь организм. Савинова очень любила деревенское молоко и как-то на съёмках купила его на рынке. Самое ужасное, что инфекция выбрала в организме для разрушения самое главное: мозг и центральную нервную систему, дав осложнение в форме вялотекущей шизофрении.
Начала слышать голоса. Говорила, что мучают бесы. Писала душераздирающие: «Не могу жить, я сумасшедшая. Сын и муж страдают». На улице могла заблудиться. Раздавала вещи. Наняли сиделку. Все устали. Савинова в минуты просветления это понимала и плакала.

 


Новосибирск: окончание пути


В апреле 1970 года Савинова сбежала от сиделки и уехала в Новосибирск — к родной сестре. 25 апреля сестра пошла на Главпочтамт, чтобы отбить в Москву срочную телеграмму: «Катя у меня что делать». Екатерина осталась одна, вымыла в квартире полы и написала письмо: «Простите меня. Особенно Андрей. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать». А потом пошла на вокзал «Новосибирск-Главный» и бросилась между вагонами поезда, подходящего к перрону.


— Потом уже Евгений Ташков рассказывал, что он приезжал на вокзал Новосибирска и опросил всех, кто работал в тот день, — говорит сотрудница музея. — Он нашёл стрелочницу, которая стала свидетелем гибели Екатерины. Она ему рассказала, что сразу обратила внимание на красивую женщину, которая очень взволнованно ходила по перрону и что-то про себя говорила. На первом пути стоял пассажирский поезд, но потом он ушёл, и объявили, что на второй путь прибывает состав. И когда он подъезжал, красивая женщина перебежала через первый путь и бросилась под колёса состава. Ей кричали все: «Стой, что ты делаешь!», но было поздно. Это, конечно, мистика, но Савинова при поступлении во ВГИК читала монолог Анны Карениной перед гибелью.


Похоронили Екатерину Савинову на новосибирском Клещихинском кладбище — скромно, без помпы. И долгое время Евгений Ташков в Новосибирск не приезжал: растил сына Андрея, снимал фильмы, встретил, спустя годы, другую женщину. Всё это время за скромной могилой Фроси Бурлаковой ухаживал законный представитель родственников актрисы, настоятель Собора во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского протоирей Александр Новопашин. Собственно, Александр Новопашин и стал невольным инициатором перезахоронения актрисы в 2006 году, рассказав депутату горсовета, что в глубине Клещихинского кладбища похоронена легендарная актриса Екатерина Савинова. К идее перезахоронения подключились деятели российского кинематографа, творческие и просто неравнодушные люди. Было решено перенести могилу актрисы в центральную часть кладбища и установить достойный обелиск.


На перезахоронение приехал Евгений Ташков, рассказывал, что сейчас ему стало легче, будто отпустила его Катя, и что была она верующей, просто болезнь отняла у неё последние силы, и спасибо всем, кто не забыл русскую девушку Фросю Бурлакову.


Её не забыли и сейчас — приносят цветы. Новосибирск успокоил с миром ясноглазую Фросю, спрятав от мира её тайны и страдания.


Наталия ДМИТРИЕВА

back

Новости  [Архив новостей]

up