31.05.19

Право на альтернативу

Почти половина районов области готовы изменить способ формирования своих представительных органов и отказаться от их прямых выборов

Муниципальные районы должны сами выбирать способ формирования представительной власти, считают участники круглого стола, прошедшего 28 мая в Карасуке.

 

Вопрос о том, обязательно ли районные Советы должны быть выборными органами, активно обсуждается уже почти два месяца — в апреле инициативу о внесении изменений в областной закон об организации местного самоуправления в заксобрании представил председатель Совета депутатов Карасукского района Юрий Объедко. Суть предложения состояла в том, чтобы закон, который сегодня предусматривает лишь один способ формирования представительных органов районов области — на муниципальных выборах, разрешил бы ещё и возможность их формирования делегированием представителей органов местного самоуправления поселений. В 2015 году, когда областное законодательство ещё позволяло формировать райсоветы способом делегирования, по такому принципу были избраны Советы Барабинского, Карасукского и Усть-Таркского районов. Однако теперь законодательство изменилось и предусматривает только выборный вариант, что и заставило Карасукский Совет обратиться в заксобрание со своей инициативой.

 

Законопроект был вынесен на апрельскую сессию заксобрания, однако к единому мнению депутаты тогда не пришли и от принятия решения воздержались, решив предварительно провести широкое публичное обсуждение документа. Одной из площадок стал и круглый стол в Карасуке — на «родине» законодательной инициативы.

 

— Я работаю в Совете депутатов с 2000 года, с 2004-го являюсь его председателем, — рассказал Юрий Объёдко. — Могу с уверенностью сказать, что последний созыв, который формировали представители всех поселений нашего Карасукского района, показал свою эффективность. Первое и самое важное — то, что в этой системе в Совет входят представители всех наших муниципальных образований. У нас 11 сельских Советов, и от каждого мы имеем сегодня по два представителя в районном Совете. Выборный же способ практически полностью лишает муниципальные образования возможности иметь в Совете своих представителей — получается один депутат от трёх сельских Советов, это 15-16 населённых пунктов. И не факт ещё, что он будет жить на этой территории. Поэтому мы просим законодателей нашего региона дать нам возможность самим определять способ формирования представительного органа нашего Карасукского района, чтобы учесть мнение жителей.

 

По мнению председателя комитета заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александра Терепы, районы должны получить право самостоятельно выбирать, как должны формироваться их Советы. Он высказал надежду, что в итоге все стороны придут к «конструктивному согласию», и на одной из ближайших сессий законопроект уже может быть рассмотрен. Как полагает Александр Терепа, опасений, что все районы откажутся от выборов, быть не должно:

 

— Конечно, останутся районы, где продолжит работать выборный принцип, особенно это относится к тем территориям, где есть по нескольку крупных муниципальных образований, — например, Новосибирский, Искитимский районы, ещё ряд можно назвать. Сильные и крупные муниципальные образования имеют своё влияние на формирование представительного органа. И это их право.

 

Как отметил министр региональной политики области Игорь Яковлев, тенденцией последних лет стало то, что федеральное законодательство всё больше полномочий передаёт субъектам Федерации и муниципалитетам. Территория области очень разнородна: в Кыштовском и Северном районах нет ни одного поселения (за исключением райцентров) с населением более тысячи человек, а в Новосибирском — ни одного, где жило бы менее двух тысяч. Отличие по числу поселений и жителей может быть в 10—15 раз. Различается и сложившаяся практика местного самоуправления. И федеральный закон вариативность допускает — в 2015 году он дал территориям право самим определять способы формирования местного самоуправления. По информации министра, на начало 2018 года уже 40 регионов предусмотрели способ формирования представительных органов способом делегирования.

 

Председатель облизбиркома Ольга Благо пояснила: в 2015 году областное законодательство допускало возможность применять способ делегирования для трёх районов области — Барабинского, Карасукского и Усть-Таркского, во всех остальных райсоветы избирались на выборной основе. Однако в декабре 2015 года вышло постановление Конституционного суда, согласно которому делать исключения для конкретных территорий стало нельзя — в законе должны быть прописаны чёткие нормативные критерии. После этого в областной закон были внесены изменения, предусматривающие формирование Советов исключительно на выборной основе. Сейчас предлагается предусмотреть возможность альтернативных вариантов, предоставив районам возможность самим определять, какой способ для них предпочтительнее.

 

Юрий Объедко поделился опытом Карасукского района, который, по его мнению, подтверждает эффективность способа делегирования для этой территории. Однако он отметил и недостаток используемого варианта: он не предусматривает зависимость нормы представительства от численности жителей  — то есть и от небольшого сельсовета, и от Карасука, где живёт две трети населения района, в Совет входят по два депутата. Новый законопроект призван исправить это, установив норму представительства.

 

Активно поддержали позицию Карасукского Совета коллеги из Барабинского и Усть-Таркского районов. Своим мнением поделились и представители муниципальных образований. В итоге участники круглого стола пришли к мнению, что альтернативный способ формирования Советов в законе предусмотреть необходимо. Они также выработали рекомендации органам законодательной и исполнительной власти. Местному самоуправлению Барабинского, Усть-Таркского и Карасукского районов рекомендуется выступить с совместной законодательной инициативой о возможности альтернативных способов формирования представительных органов. Поддержку им должно оказать правительство области, а Законодательному собранию рекомендуется рассмотреть и принять соответствующий законопроект.

 

— Мы даём право каждой территории определиться, — подчеркнул первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров. — На мой взгляд, наоборот, неправильно было бы не давать права районам решать эти вопросы самостоятельно. Поэтому нам надо дать возможность людям понять, насколько для их территории подходит та или иная система. Я знаю, что районы, их депутаты, администрации, жители внимательно следят за этой ситуацией. По моим данным, кроме тех трёх районов, где уже действует альтернативный принцип формирования Советов, ещё одиннадцать сейчас решают этот вопрос и предварительно пришли к мнению, что они тоже будут переходить на этот вариант.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up