Почём грант для народа?
Социальная инициатива, творчество и милосердие — три кита новосибирских «грантообладателей».
Каждый выход больничных клоунов — это облегчение душевной боли страдающего ребёнка.
В современном мире хорошими делами прославиться можно только с помощью грантов — всякий, даже самый гуманистический, проект в мире требует материальной поддержки. Осенью фонд президентских грантов опубликовал на своём сайте список победителей первого конкурса: он длинен, как список кораблей у Гомера, но в него всё-таки попали 14 новосибирских НКО — со своими социально-гуманистическими проектами. Чья же творческая инициатива была поддержана государством?
Драматург Елена Бондаренко работает в жанре «историческая пьеса»: разрабатывает увлекательные сюжеты на основе архивных материалов, помещая своих героев в конкретный событийный контекст. Вот, к примеру, действие пьесы «Красная полынья» происходит сто лет назад: до Новониколаевска наконец-то долетели ветры революции, нарушив привычный ход провинциальных буден, — народ штурмом берёт продовольственные лавки, железнодорожники вышли на митинг, по городу ползут слухи о незавидной судьбе царской семьи.
— Перед тем как начать работу над пьесой, я посидела в городском архиве — изучала газеты того времени, — рассказывает Елена. — Самое интересное, что их содержание, особенно рекламная часть, мало чем отличается от газет сегодняшнего времени — интересы людей, даже спустя 100 лет, остаются на одинаковом бытовом уровне. Да и сами люди, то есть мы, практически не меняемся: так же любим, боимся, потребляем товары, мечтаем, разочаровываемся.
Революция пришла в Новониколаевск не с первым залпом Авроры — «ютьуба» в то время не было, поэтому революционное эхо докатилось до Сибири спустя шесть месяцев. Конечно, смущения и брожения в умах горожан происходили, да и слухи о том, что «не всё спокойно в Датском королевстве», уже через Уральский хребет перевалили. Но общий фон в сибирском городке был ещё достаточно спокоен. А потом всё начало быстро меняться.
Пьеса была написана на одном дыхании, а затем показана руководителю Городского драматического театра Сергею Афанасьеву — большому почитателю хорошего русского языка. Пьеса мэтру понравилась. А Елене поступило предложение — отправить «Красную полынью» на конкурс грантов от Министерства культуры, вдруг оценят? Отправили. Оценили. Грант на постановку пьесы дали. В ближайшем будущем на сцене Дома актёра новосибирцы смогут увидеть «живые картины» столетней давности. Мечты сбываются и без помощи Газпрома: достаточно иметь талант, как у Лены Бондаренко, и веру в неизбежность хорошего.
В городе работает единственная некоммерческая организация, возвращающая в социум слабовидящих и слепых детей: с помощью арт-мастерских и специальных книжек по Брайлю, которые предназначены для совместного прочтения и зрячего взрослого, и слабовидящего ребёнка. Книжки разработали специалисты Ассоциации «Интеграция» Российского союза инвалидов, и сегодня типография Ассоциации «Интеграция» — единственный за Уралом поставщик такой необходимой в России продукции.
— Повальное увлечение аудиокнигами привело к тому, что слабовидящие люди тотально теряют грамотность, — уверена руководитель ассоциации Ирина Фёдорова. — А безграмотный человек не нужен рынку труда. Поэтому мы и разработали наши книжки, где есть место и обычному плоскопечатному тексту, и шрифту Брайля, и выпуклым картинкам, с помощью которых ребёнок может познать мир. Ну, к примеру, откуда слепой от рождения ребёнок будет знать, как выглядит облако? А в наших книжках он на ощупь поймёт его форму. А родитель прочитает ему сказку об облаке, которая тут же напечатана обычным шрифтом.
В «Интеграцию» родители везут своих детей со всего города и близлежащих районов — занятия там, разумеется, совершенно бесплатные, но для развития арт-направлений нужны деньги. Поэтому 3 миллиона рублей из президентского фонда пришлись как нельзя кстати — на эти деньги уже запущена работа керамической мастерской и продолжен выпуск полезных книжек.
Тридцать лет движение носатых клоунов шагает по тихим больничным коридорам, отвлекая детей от боли и страданий, — больше тридцати организаций больничной клоунады работают по всему свету. В 2005 году первый больничный клоун появился в Москве, а в 2012 году это общественное движение дошло и до Новосибирска — благодаря первым «носатым первопроходцам» Надежде Бочкарёвой и Александре Кострыкиной.
Четыре года назад их было двое — неравнодушных, творческих, желающих отдать волонтёрскому движению всё свободное время и душу. Но первый опыт работы с тяжелобольными детьми в образе «беспечного клоуна» показал: одного желания мало, нужны знания, постоянная мотивация и серьёзная профессиональная подготовка. Иначе итог такой волонтёрской деятельности — эмоциональное выгорание и потеря смысла.
— Главное в добровольческом движении — это системность, — уверена руководитель АНО «Больничные клоуны НОС» Надежда Бочкарёва. — Как это происходит у непрофессионалов? Приехали, задарили подарками, пожалели, уехали. И это абсолютно бессмысленно — и для самих волонтёров, и для пациентов, и для медицинского заведения. В больничной клоунаде волонтёр может реализоваться и творчески, и как неравнодушный человек, и не выгореть при этом. А самое главное — больничная клоунада приучает к системности, задача больничных клоунов — ходить к своим подопечным постоянно. К примеру, дети, страдающие онкологическими заболеваниями, лежат в больницах по полгода.
Надя и Саша прошли курс обучения у самого главного российского больничного клоуна Константина Седова, ездили на тренинги по больничной клоунаде, брали уроки актёрского мастерства — оттачивали до совершенства технику «доброй импровизации». Первая больница, с которой начали сотрудничать Матрёша и Зефирка, — это Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи. В этом году проект больничных клоунов «Детство никто не отменял» получил президентский грант в размере 1,97 миллиона рублей.
— Мы наняли профессиональных психологов, расширили штат, — говорит Надежда. — Благодаря гранту больничные клоуны выходят в больницы каждую неделю — без выходных. Кроме того, на эти деньги мы сможем провести региональную школу по обучению больничных клоунов.
В арт-мастерских «Интеграции» слабовидящие дети узнают мир кончиками пальцев.
АНО «Историческое общество Сибирского федерального округа» под руководством члена президиума политсовета регионального отделения «ЕР» Екатерины Болдыревой не получило около 3 млн рублей на проект «Моя малая родина — Сибирь. Локальная история». А приход храма Александра Невского в лице настоятеля Александра Новопашина просили 3,4 млн рублей на проект по пропаганде здорового образа жизни «Живи трезвым». Региональная организация «Всемирный русский народный собор», которую возглавляет митрополит Новосибирска и Бердска Тихон, осталась без 2,67 млн на «сохранение исторической памяти». Некоммерческому партнёрству «Человек» не дали 2,9 млн рублей на оздоровительную гимнастику для пожилых.
Правительство Новосибирской области выделило 4 миллиона рублей на гранты для молодых учёных. В регионе определили победителей конкурса на проведение прикладных научных исследований и завершение опытно-конструкторских работ. Было представлено 100 заявок, из которых отобрано 11 лучших. Размер грантов — до 400 тыс. руб. каждый.
Наталия ДМИТРИЕВА