Полный ГАЗ
Почему «Москвичи» стали четырёхдверными, зачем на радиаторе «Волги» маршальская звезда и на какой машине стояла первая в СССР коробка-автомат: тайны нового новосибирского музея
Совсем скоро, в начале сентября, в Новосибирске одним музеем станет больше: энтузиасты из мастерской по восстановлению ретроавтомобилей Владимира Курдюмова открывают музей автотехники рядом с Мочищенским шоссе. Корреспонденты «Ведомостей» побывали в будущем музее и узнали много интересных историй о его экспонатах.
Началось всё, как рассказывает Владимир Курдюмов, в 2011 году. Тогда новосибирские энтузиасты решили сделать одну ретромашину. Но на следующий год им удалось найти одну из самых первых «эмок» 1936 года — тут-то всё и «завертелось». Чтобы отреставрировать старую машину, нужны детали, которые надо снять с другой такой же машины. Найдя такую машину, возникает желание отреставрировать и её тоже… так за восемь лет Владимир Курдюмов стал обладателем «гаража» из трёх десятков только отреставрированных машин, собранных со всей страны.
Одни из самых первых автомобилей, изготовлявшихся в России, — автомобили марки «Руссо-Балт». Реплика модели С-24/30 1912 года, с кузовом «лимузин», оригинальные экземпляры которой не сохранились (всего до наших дней дошло два «Руссо-Балта», но других моделей), займёт в будущем музее одно из самых почётных мест. И хотя реконструкция этого автомобиля ещё не завершена, уже сейчас понятно, какой красавец рождается на наших глазах. Но дело это не простое. «На такие старые машины чертежи найти очень сложно, сохранились они не целиком. Однако мы стараемся максимально следовать оригиналу, даже при выплавке двигателя собираемся как можно точнее соблюсти состав металла того времени», — говорит старший экскурсовод музея Наталья Лукашова.
На самом деле «Руссо-Балт» был не первым автомобилем, выпускавшимся в России. До него автомобили собственной конструкции изготавливали несколько других заводов, но в пределах нескольких десятков штук.
«Эмка», «эмочка», «чёрный воронок» — это всё он, легендарный ГАЗ-М1. Считается, что конструкция этой машины полностью идентична «Форду», но это не так. В 1933 году на горьковский завод имени Молотова (будущий ГАЗ) пришёл новый генеральный конструктор Андрей Липгарт, который создал 67 разнообразных моделей новой техники, из них в производство было принято 27 — своего рода рекорд. Под руководством Липгарта конструкция «Форда» была полностью переработана, ходовая часть и дизайн изменились в лучшую сторону и на выходе получилась практичная и удобная для своего времени машина. По легенде, познакомившись с ГАЗ-М1, Сталин сказал: «Хорошая машина, мне бы такую!», но при этом продолжал ездить на 12-цилиндровом «паккарде».
Впоследствии на базе «эмки» делались самые разнообразные машины: гоночные, такси, скорая помощь, пикапы и грузовики — были даже модификации-трёхоски и на полугусеничном ходу. В войну техника на базе ГАЗ-М1 широко использовалась и на фронте, и в тылу.
Что ни машина в этом гараже — то легенда. ГАЗ-М20 «Победа». Одна из самых популярных связанных с ней историй гласит, что машину якобы сначала хотели назвать «Родиной», пока Сталин не спросил: «И почём будем “Родину” продавать?» В действительности создатели машины собирались назвать её «Победой» ещё в 1943 году, на стадии проектирования. В годы войны Горьковский автозавод пережил 25 авианалётов, его цеха были разрушены, но люди работали исключительно на энтузиазме. Первая серия «Победы» оказалась неудачной, так как из-за спешки в освоении автомобиля, конструкция оказалась сырой и недоработанной. В 1948 году эту серию остановили. После устранения недочетов, запуска нового современного цеха и усовершенствования конструкции автомобиля, вторая серия «Победы» зарекомендовала себя как крепкий и надежный автомобиль. Кроме этого, машина получила новейшее достижение автопрома: отопитель салона с обдувом лобового стекла. Стал автомобиль комфортнее и для задних пассажиров - сиденья опустили немного ниже. Связано это было с тем, что военным и чиновникам, привыкшим после войны к трофейным автомобилям, не нравилась высота салона — туда не помещались их шляпы и папахи. Сам Андрей Липгарт ездил только на «Победе», теперь эта машина изображена на могильном памятнике конструктору.
«Волга» (ГАЗ-21) здесь представлена в двух вариантах. Известна история о том, что маршалу Георгию Жукову при приёмке машины не понравилась радиаторная решётка «акулий оскал» — она вызвала у него ассоциации с «оскалом империализма». Поэтому выпуск машины он не подписал…
…и специально для него конструкторы и дизайнеры быстро переработали концепцию, заменив на решётке «оскал» на «советскую улыбку» и поместив на неё звезду, сделав её максимально похожей на маршальскую. И только после этого Жуков сказал: «Это хорошо!» Успокоив маршала, через какое-то время конструкторы вернулись к предыдущему варианту, поэтому «Волга» со звездой редкостью была всегда, а сейчас — тем более. Кстати, знаменитый «газовский» олень украшал капоты автомобилей только первой и второй серии. Известна «Волга» и тем, что на ней успешно прошла испытания первая советская автоматическая коробка передач. Правда, в серийном производстве машин с коробкой-автоматом было очень мало: на местах их негде и некому было обслуживать.
А фирменные олени так полюбились водителям, что, когда вышла третья серия «Волги» уже без этих благородных животных на капоте, автолюбители всё равно продолжали где-то их доставать и украшать ими свои машины.
Автомобили марки ЗИМ (ГАЗ-12), выпускавшиеся с 1949-го по 1959 год, по своей многофункциональности не уступали «эмкам»…
Они считались ведомственными (не столько для первых лиц, сколько для их заместителей), поэтому в их семиместном салоне (что позволяло использовать эту машину и как такси) можно было убирать часть сидений и размещать сервировочный столик. В числе прочего на ЗИМе устанавливалась гидромуфта — прообраз коробки-автомата, которая позволяла машине двигаться, останавливаться и продолжать движение, не переключая скорость.
Если некоторые автомобили Горьковского автозавода, такие как «Чайка», считались принадлежностью элиты, то «Москвичи» можно назвать «народными» автомобилями. Производились они на автозаводе имени Ленинского комсомола (ранее — на Московском заводе малолитражных автомобилей). Довоенный предки «Москвича» – «КИМ-10» вначале были трёхдверными, как их прототип «Опель-Капитан». С ними тоже связана история с участием Сталина. На приёмке «КИМ-10» вождь уселся в кабину рядом с водителем и предложил присесть директору завода. Тот попал в неприятное положение: чтобы попасть на заднее сиденье, ему надо было попросить Сталина выйти из машины. Однако глава правительства был в хорошем расположении духа и сказал: «Сделай так, чтобы людям было удобно, дорогой!» И, освоенный в производстве уже после Войны «Москвич-400», в отличии от прообразов, стал четырёхдверным. Последующие модели этой марки узнали и оценили в Европе: в 1958 году «Москвич-407», наряду с другими отечественными автомобилями был отмечен золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе.
Мотоциклы ИМЗ производились на Ирбитском мотозаводе, а их прообразом стал немецкий БМВ-Р71, с которым советских инженеров их немецкие коллеги познакомили в 1939 году. На базе БМВ конструктор Ипполит Демулен разработал военный мотоцикл М-72. На его люльку можно было установить пулемёт или миномёт, машина отличалась высокой проходимостью. А Демулена, потомка французского врача эпохи наполеоновских войн, в 1942 году расстреляли как немецкого шпиона.
Восстанавливается кузов автомобиля марки ЗИС. Можно заметить деревянные детали, которые стояли на машине изначально (они темнее). Обычно на реставрацию одной машины в среднем уходит от 7-8 месяцев до двух лет, а стоимость работ может превысить полтора миллиона рублей.
Многие машины поступают на реставрацию примерно в таком виде, как этот «Бьюик». «Выпустили его между 1930-м и 1937 годом, если судить по характерным особенностям крыльев, салона и прочего», — рассказывает Наталья Лукашова. Перед началом реставрации автомобиль зачищается, после чего становится виден «масштаб бедствия»: дырки в кузове и ржавчина проступают даже у тех автомобилей, которые с первого взгляда кажутся вполне презентабельными.
Часть экспонатов предстанут перед посетителями в том виде, в каком они попали на реставрацию…
… так будет видно, какой масштабный труд выполняют реконструкторы, работая над каждой машиной.
В главном экспозиционном зале будут не только автомобили, но и уменьшенные копии одного из самолётов пионера отечественной авиации Игоря Сикорского и паровоза отца и сына Черепановых. На экранах будут показывать кинохронику, ещё больше погружая посетителей музея в прошлое. В будущем создатели музея планируют один ангар оборудовать под ретрокинотеатр и на старых кинопроекторах крутить плёнки с советскими фильмами и мультфильмами.
Откроется музей фестивалем ретроавтомобилей, на который ждут до 150 любителей ретротехники из разных городов. Он продлится 5 и 6 сентября, а его программа обещает стать весьма увлекательной: будет работать даже ретротакси, на котором желающие смогут покататься по Новосибирску. Происходить всё будет на площадке музея по адресу Мочищенское шоссе, 1/1.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА