11.12.18

Под грузом бесконтрольности

Автомобильные грузоперевозчики Новосибирской области, Сибири и всей страны заявляют о своём тяжёлом положении и надеются на помощь государства в решении своих проблем

«Умирают», но развиваются?

На любых автодорогах большегрузный транспорт стал уже настолько привычной частью пейзажа, что на него практически не обращаешь внимания. Бесконечные караваны фур, огромные грузовики с инертными и строительными материалами, 3,5,10-тонные фургоны — порой кажется, что их чуть ли не больше, чем легкового автотранспорта. Особенно за городом, на региональных и федеральных трассах. И в этом нет ничего удивительного, ведь, по статистическим данным, на доставку автомобильным транспортом в России приходится около 70% всех грузовых перевозок. И объёмы, выраженные в сотнях миллионов тонн, постоянно растут. Исключением могут быть лишь ограничения по объёмам перевозок и качеству отдельных дорог (ну или большинства, тут под каким углом посмотреть), в остальном преимущество перевозок именно автотранспортом — налицо. О чём, собственно, и говорит процент доли рынка.

 

В такой ситуации может сложиться впечатление, что компании-перевозчики «купаются» в деньгах, но, если верить цифрам и фактам, приведённым в докладе президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслава Трунаева, реальное положение дел «тяжелейшее», и всё больше руководителей компаний почти не видят смысла существовать дальше в этом бизнесе.

 

Впрочем, как и любая медаль, выступление Вячеслава Станиславовича на ежегодной конференции «Состояние рынка автомобильных перевозок Сибири» имело две стороны. С одной, безусловно, эмоции и желание, присущее представителям всех отраслей, слегка «разжалобить» власть. Но в то же время нельзя отрицать, что из хороших новос­тей за последний год для грузоперевозчиков — только отмена с 2019 года налога на движимое имущества. Зато вырастет НДС, продолжает работать «Платон», о котором многие стали подзабывать, а о росте цен на ГСМ сказали, уже кажется, все, включая президента России, но особых перемен к лучшему на этом фронте нет и вряд ли стоит их ожидать.

 

Но вторая сторона медали заставляет серьёзно задуматься о масштабах проб­лем, по крайней мере — на обывательский взгляд. Так, в этом году 17 транспортных предприятий, входящих в СААП, купили 112 новых тягачей (собственно машин, к которым цепляется фура) преимущественно импортного производства. Для сравнения, в 2016 году эта цифра составляла 19 тягачей, а в прошлом — 52. Примерно такая же картина и по покупке новых полуприцепов — подержанная техника у серьёзных компаний как-то не в чести: 1 полуприцеп в 2016-м, 46 — в 2017-м и 106 в этом году. Безусловно, никто не подвергает сомнению слова президента СААП о растущей фискальной нагрузке, снижении себестоимости и так далее, но стоит обратить внимание и на очевидный позитив: когда компании перманентно «умирают» и не собираются заниматься этим делом, новой техникой в таких количествах никто не закупается. Видимо, перспектива всё-таки видна.

387 пунктов автоматизированной системы весогабаритного контроля АСВГК планируется разместить в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) на федеральных трассах страны. Сейчас на всю России таких пунктов только 27, в том числе и в Новосибирской области.
Конкуренция, которая не радует

Практически все российские экономисты — от ультраконсервативных до либеральных — уже признали, что формула «рынок сам всё расставит по местам» в России практически не работает. Тем не менее отдельные сугубо рыночные элементы нужны всегда, и прежде всего — конкуренция. Она заставляет развиваться, находить новые ходы, не снижать уровень и качество услуг. Но всё это при условии, что конкуренция честная и открытая. Наши же, скажем так, «белые» грузоперевозчики, больше всего страдают даже не от налогового гнёта и растущих цен, а именно от недобросовестной конкуренции, которая отражается не только непосредственно на рынке грузоперевозок, но и как снежный ком собирает за собой целый ряд других проблем — от качества дорог до смертности людей в ДТП.

 

Недобросовестные грузоперевозчики — это те, кто возит с заметным превышением осевой нагрузки, и практически не боятся этого, так как знают, что отловить их сегодня довольно сложно, а даже если они и попались, то оформления протокола правонарушения связано с огромными бюрократическими сложностями. Эти перевозчики редко вносят средства в систему «Платон», они массово нарушают сезонные запреты на передвижение по определённым трассам, вследствие чего дороги очень сильно разрушаются. И, по неофициальным подсчётам, таких недобросовестных на наших дорогах до 50%. По словам минист­ра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолия Костылевского, проблема недоремонта (капитального или текущего) региональных дорог сегодня очень велика, ведь чтобы выполнять федеральные нормативы, только на ремонты необходимо порядка 30 миллиардов рублей в год, а весь дорожный фонд Новосибирской области не дотягивает даже и до 15 миллиардов.

 

— Мы уже с вами и представителями мэрии обсуждали эту тему, но пока не довели до конца. Отсутствие Восточного обхода Новосибирска делает проблематичным проезд фур с оси «восток-запад» на южное направление и обратно, поэтому определить какой-то конкретный транспортный коридор через Новосибирск, с установленными временными интервалами проезда просто необходимо, — добавил Анатолий Костылевский. — Но региональные трассы в определённые периоды мы для большегрузов всё-таки будем закрывать. Понятно, что это не очень хорошо для вашего бизнеса и вообще функционирования многих логистических цепочек, но иного выхода у нас нет — лучше ограничение, чем полностью разрушенные дороги, по которым вообще никто не сможет проехать. Согласен, что также остро стоит и проблема перевозки грузов с излишней нагрузкой в разрешённые периоды. Но выход или, по крайней мере, большая надежда, сегодня появились.

КОММЕНТАРИЙ


Анатолий КОСТЫЛЕВСКИЙ, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
— При значительном снижении количества ДТП на дорогах области в этом году мы уже сейчас, к огромному сожалению, видим, что в них погибли на 25 человек больше, чем в 2017-м. А это важнейший показатель, который в нашем регионе стабильно снижался последние пять лет. Подробный анализ причин ещё впереди, но я практически уверен, что среди главных причин будет и состояние дорог, которые разрушаются в том числе большегрузами, передвигающимисяя с превышением допустимой загрузки.

От весов не спрячешься

В нашем регионе, как и во всей России, уже два года реализуется приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД), в рамках которого в Новосибирской области приводят в нормативное состояние и повышают безопасность дорог в пределах Новосибирской агломерации. С 2019 года БКД получит своеобразное продолжение и расширение — национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), в рамках которого ремонты и повышение уровня безопасности движения распространятся и на региональные трассы. Но главной «изюминкой» БКАД грузоперевозчики, к примеру, считают проект государственной автоматизированной системы весогабаритного конт­роля (АСВГК), который уже одобрен в Минтрансе РФ и изначально разрабатывался — около трёх лет, кстати — на основе инициативы легального бизнес-сообщества грузоперевозчиков и грузоотправителей. Они смогли убедить чиновников, что инвестиции государства в поддержание в нормативном состоянии дорожной сети при чрезмерной загрузке транспортных средств не приведут к ожидаемому результату, а только к излишним колоссальным расходам — несколько триллионов рублей в год. А практика даже тестового использования АСВГК в некоторых регионах России показывает, что это не передвижные весы, с которыми представители территориальных автодорожных управлений и ГИБДД должны «гоняться» за нарушителями. От сложной компьютерной системы, которая будет объединять в себе практически 400 пунктов АСВГК, нигде не спрячешься, номера не заклеишь и по полям не объедешь. А эффективность можно оценить на примере Вологодской области, где сегодня работает несколько пунктов АСВГК. По данным Росавтодора, там ежемесячно выявлялось более 150 тысяч (!) нарушений в месяц, при среднем перегрузе 30%. За год работы этих пунктов число нарушителей сократилось с 40 до 4% от общего грузопотока. Так что первое время государство будет зарабатывать на штрафах, а потом экономить на ремонтах дорог, разрушаемых большегрузами. По крайней мере, в проекте всё смотрится очень здорово, и если будет реализовано на практике, то польза будет огромная всем.

 

— Нам не стоит забывать, что перегруз — это беда не только для дорог, но и для искусственных сооружений, которые не только ремонтировать и восстанавливать дороже, чем просто дороги, но и аварии на них могут повлечь тяжёлые последствия. Достаточно вспомнить целый ряд инцидентов этого года, когда под большегрузной техникой рушились мосты и эстакады, — подчеркнул заместитель председателя комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков. — Нельзя отрицать, что сегодня система весового конт­роля далека от идеала, поэтому нам всем вместе необходимо продолжать работать по наведению порядка в данной сфере.

 

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика