Парча для хирурга
Как связаны Новосибирск и великий хирург, священник Валентин Войно-Ясенецкий?
Святитель Лука.
75 лет назад сквозь эти крытые колоннады архитектора Крячкова ходили быстрым шагом люди в белых халатах, а на чёрной лестнице курили жгучий самосад худые фронтовики, идущие на поправку. Каждый уважающий себя новосибирец знает: в годы войны в здании НГУАДИ (Новосибирского государственного университета архитектуры и дизайна) находился госпиталь №1504, где сибирские хирурги творили чудеса. Раненые бойцы, радовались, когда им сообщали, что повезут в Новосибирск. Про наши госпитали слава ходила по всему фронту: вытащат, спасут, вернут к жизни! Но мало кому известно, что именно здесь провёл свою показательную операцию выдающийся медик Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, известный сейчас миру как святой Лука.
Теперь по лестницам бывшего госпиталя путешествуют во времени экскурсии.
Эта история одной встречи Новосибирска и святителя Луки отпечаталась в городской летописи и стала почти легендой: как практикующий хирург, богослов и ссыльный священник помог своим сибирским коллегам, сделав в стенах госпиталя №1504 «наглядную операцию». Об этом рассказала команда проекта «Подвиг милосердия: врачи и святые», который стал возможен благодаря Институту СО РАН, Новосибирской митрополии РПЦ и Историческому парку «Россия — Моя история». Кстати говоря, экскурсия-путешествие была подготовлена при поддержке международного грантового конкурса "Православная инициатива".
История Валентина Войно-Ясенецкого — это пример жизни человеческой: когда не ради себя, а для людей. Родился он в 1877 году, мечтал стать художником, неплохо рисовал, поступил на юридический и вдруг в 22 года осознал, что всё это «баловство» и страдания человеческие такая деятельность не облегчает, поэтому бросил курс и ушёл в медицинский. Там скромно мечтал о должности земского доктора, который будет лечить людей в глухих российских деревнях. Но свой первый опыт Валентин Феликсович получил не в заброшенной глуши, а в Чите — в качестве военного хирурга, где оперировал раненых, вернувшихся с фронтов Русско-японской войны. После читинской практики, оставшись верным своим убеждениям, стал всё же земским врачом, исколесил в худой повозке сёла, деревни и городки, где иногда не было даже помещения для операций. Бескорыстное служение людям горело в груди молодого врача огнём Прометея и не давало шанса скатиться в обеспеченную обывательскую жизнь.
В эти годы он много занимается наукой и разрабатывает свои методы местной анестезии: как человек гуманистического склада, Войно-Ясенецкий считал, что пациент не должен терпеть боль — ни большую, ни малую. В 1916 году издаёт книгу, где описывает свои разработки, защищает докторскую диссертацию и срочно уезжает в Ташкент: его горячо любимая жена заболевает туберкулёзом, поэтому нужно менять климат. В жарком Ташкенте он продолжает хирургическую практику, не прекращает её в годы Гражданской войны, становится профессором местного университета и читает лекции студентам. Но в 1919 году умирает его жена. Жизнь Валентина Феликсовича сжимается до размеров «чёрной дыры», и он приходит к Богу.
Войно-Ясенецкий был воспитан в религиозной семье — семена веры, посаженные ещё родителями, взошли на безутешном горе. В 1921 году он становится священником, но продолжает хирургическую и просветительскую деятельность. Правда, делает это уже с необходимой сану обрядовостью: на работу приходит в рясе и с крестом, в операционной в «красном углу» висит иконка, а перед самой операцией он крестит себя и пациента. Через два года принимает монашеский постриг и становится епископом Лукой.
Вот тут-то местные власти и взбеленились: умного и независимого хирурга они всегда недолюбливали, а тут ещё и «мракобесие» сплошное! Сослали епископа Луку в Енисейск, надеясь, что там он благополучно и сгинет. Но люди, обладающие внутренней свободой, могут жить в любых условиях — главное, чтобы можно было заниматься делом всей жизни: спасать людей, писать научные труды и молиться Богу. Осенью 1940 года епископ Лука попросился у Ворошилова в Томск — там политзаключённый год изучал современную литературу по гнойной хирургии.
Пациенты госпиталя с медперсоналом.
Как только началась война, епископ Лука сразу же отправил телеграмму на имя Председателя Президиума Верховного Совета Михаила Калинина: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в Сибири. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта, тыла — там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Государству нужны были умелые руки и светлые мозги, поэтому ссыльного священника отправили в красноярский эвакуационный госпиталь №1515, где он сразу начал оперировать раненых бойцов Красной армии.
Слава о хирурге, который работает именно по профилю гнойной хирургии, понеслась по всему эвакуационному пространству — к епископу Луке приезжали на консультации и звали на конференции по обмену опытом. В конце своей ссылки, весной 1943 года, приехал на неделю в Новосибирск — для участия в научной конференции хирургов Сибирского военного округа.
Немногословного гостя поселили в небольшой комнатке госпиталя №1504 — великий гуманист Лука ходил просторными крячковскими коридорами, заходил в палаты к раненым, знакомился, читал истории болезней. В то время госпиталь №1504 был сортировочным и специализировался на лечении травматологических больных с огнестрельными ранениями, а расположенный в соседнем здании госпиталь №1503 (здание общежития партийной школы) принимал больных с болезнями глаз и ушей.
Руководство госпиталя попросило отца Луку: проведите нам показательную операцию! Выбор хирурга-священника пал на тяжелораненого двадцатилетнего лейтенанта Константина Зайцева — у несчастного начался абсцесс малого таза, который местные хирурги не могли купировать. Отец Лука согласился, но сначала соборовал лейтенанта и прочитал над ним молитву. Операция шла четыре часа и могла бы закончиться успешно, если бы парнишка-боец не был так истощён и обессилен. Он умер на операционном столе «от недостаточности сердца на почве перерождения сердечной мышцы, общего истощения и малокровия». Но эта операция стала тем самым практическим опытом, которого не хватало новосибирским хирургам.
Новосибирск не остался в долгу перед отцом Лукой — здесь ему подарили отрез парчи на церковное облачение. Годы были суровые, и свои проповеди в Красноярске хирург-священник проводил в чём придётся, тут уж не до праздничного облачения — война. Но душа-то, душа просила торжества «одежды перед лицом Бога». В государственных архивах НСО хранятся воспоминания врача Р. А. Бранницкой, которая работала в госпитале №1504. Она пишет, что «особое волнение и даже беспамятство у святителя вызвал отрез парчи, который лежал на полке в кабинете новосибирского облздравотдела, куда мы зашли попрощаться». Взволнованный отец Лука начал предлагать медикам любую цену за этот кусок ткани, но изумлённые врачи его просто отдали: держите на здоровье! Медики не догадывались, в силу своего неистребимого атеизма, что для их коллеги, это не просто ткань, а промысел Божий. Дело в том, что по церковному канону отец Лука не имел права совершать богослужения, не имея облачений, — только проповедовать. А такой подарок означал одно: на светлый праздник Пасхи отец Лука будет служить! «Теперь служу и проповедую каждый праздник и каждое воскресенье — спасибо Новосибирску», — писал он в частном письме.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
Редакция благодарит заведующую Музеем истории архитектуры Сибири Дарью Гаркушу и сотрудника Музея Новосибирска Евгения Антропова за помощь в подготовке этого материала.