18.10.18

«Очеловечить» цифры

На исполнение 35 областных госпрограмм в 2017 году было направлено 96% бюджетных средств.

Спикер заксобрания Андрей Шимкив, советник бюджетного комитета Ольга Притуленко и председатель комитета Александр Морозов.

Государственные областные программы являются важным инструментом исполнения основных задач по социально-экономическому развитию региона, они включают в себя многие масштабные наказы избирателей депутатам заксобрания, носят социальный характер и направлены на решение наиболее актуальных для жителей задач.

 

Поэтому их исполнение областной парламент постоянно держит в сфере своего пристального внимания. Но если раньше отчёты об исполнении госпрограмм заслушивали только на профильных комитетах, то в этом году, согласно изменениям в законодательстве, минэкономразвития области впервые представляет депутатам сводный отчёт об эффективности исполнения всех областных государственных программ в 2017 году. Он был заслушан на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности с участием спикера заксобрания Андрея Шимкива, первого вице-спикера Андрея Панфёрова и ряда депутатов из других комитетов.

 

Представил отчёт и. о. министра экономического развития области Виталий Шовтак. Он напомнил, что в 2017 году в регионе работали 35 областных госпрограмм. Они охватывали все основные задачи государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности жителей Новосибирской области и условно могут быть разделены на 14 направлений. На реализацию госпрограмм в бюджете было заложено 120, 9 млрд рублей, а в целом, с учётом внебюджетных источников, на эти цели направлено 139,6 млрд рублей. Если в 2010 году охват областного бюджета программно-целевым планированием составлял всего 5%, то, начиная с 2015 года, этот показатель превышал 90% и в 2017-м достиг 96%.

 

Наибольшие объёмы средств были направлены на реализацию госпрограмм по развитию образования (более 23,8 млрд рублей), здравоохранения (20,7 млрд рублей), автодорог (8,1 млрд рублей), а также на программы соцподдержки (17,2 млрд рублей) и управления государственными финансами (13,8 млрд рублей). По привлечению внебюджетных источников лидерами стали программы по развитию здравоохранения, поддержке малого и среднего бизнеса, энергосбережению, ЖКХ.

 

Как оценивается эффективность госпрограмм? Для этого анализируется процент исполнения всех целевых индикаторов (всего их 748), а затем выводится коэффициент. Если он имеет значение от 0,8 до 1, программа признаётся эффективной, при цифрах от 0,5 до 0,8 — недостаточно эффективной, при показателе менее 0,5 — неэффективной. И.о. министра сообщил: 2017 год стал первым, когда все 35 госпрограмм были признаны эффективными, причём 2/3 из них показали коэффициент исполнения более 0,9.

 

Председатель комитета Александр Морозов поинтересовался у Виталия Шовтака, кто и по каким принципам определяет форму отчёта депутатам. Он высказал мнение, что при использованном технократическом способе подачи информации теряется суть самих госпрограмм, за каждой из которых стоят очень масштабные дела. И. о. министра ответил, что за основу был взят опыт федеральных структур и практика других регионов, и выразил готовность вместе с депутатами поработать над более приемлемой для них формой отчёта.

 

Заместитель председателя комитета Ирина Диденко предложила при разработке госпрограмм уделять больше внимания задачам Стратегии-2030. Заместитель председателя комитета Валентин Сичкарёв, оценивая отчёт, сделал акцент на том, что за каждой госпрограммой стоят наказы избирателей, — то, за что депутатам отвечать перед людьми. Он подчеркнул, что при работе над областным бюджетом на 2019 год необходимо особенно внимательно относиться к финансированию этих расходов.

 

Валентин Сичкарёв сообщил, что депутаты подготовили предложения, которые помогут сделать документ более совершенным и понятным, и подтвердил готовность работать над ним совместно с минэкономразвития. В итоге депутаты приняли отчёт к сведению с пожеланием в дальнейшем «очеловечить» его и сделать более понятным.

 

Валентин СИЧКАРЁВ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово- экономической политике и собственности: 

— Мы довольны тем, что появился документ, который обобщает итоги исполнения всех 35 областных госпрограмм. Они включают в себя «костяк» всех наказов наших избирателей — это ЖКХ, чистая вода, дороги, ремонты школ, больниц, ДК, строительство ФАПов.

 

Мы сегодня от комитета предложили дополнить отчёт новой информацией. Суть в том, что мы хотели бы, чтобы и структура областного бюджета, и госпрограммы подстраивались под основную задачу — минимизировать все неэффективные расходы, может, где-то ещё сэкономить, но увеличить выделение средств, которые идут непосредственно на территории, на наказы избирателей. Вот туда мы предлагаем направить основные деньги бюджета, которые надо высвободить из неэффективных трат.

 

Когда министр финансов представлял нам бюджет в первом чтении, лист ожидания составлял 32 миллиарда рублей — это заявки, которые министерства подают в минфин, пока не подтвержденные ресурсами. Исходя из того, что все публичные зарплатные обязательства обеспечены бюджетом, эти 32 миллиарда по сути и есть сумма на те наказы избирателей, которые надо было выполнять. Сейчас в листе осталось 17 миллиардов рублей, из них в бюджете уже нашли отражение 6 миллиардов, и сегодня оставшиеся 11 миллиардов — это самое важное, это те наказы избирателей, на которые мы хотели бы направить средства, когда в течение года будем вносить коррективы в бюджет по приросту доходов. Мы хотим, чтобы эти деньги были затрачены на те объекты, которые сразу будут видны людям.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up