22.03.18

Откуда берётся улыбка?

Как живые куклы лечат новосибирских детей-аутистов.

На занятиях дети учатся фокусировать своё внимание на чём-то новом, ярком.

 

Новосибирский областной театр кукол присоединился к российскому инклюзивному движению: в конце прошлого года здесь начал работать мастер-класс «Куклы-лекари» для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). «Ведомости» побывали на одном из занятий и увидели, как охотно идут на контакт с куклами «дети дождя».

 

Ребёнок с РАС — маленький человек в футляре, закрытый от внешнего мира стеной своего недуга: он предпочитает на прогулках одни и те же маршруты, подолгу играет с предметами в одинаковые игры, поздно начинает говорить и неохотно идёт на контакт даже с родными людьми. К сожалению, какой-то внятной статистики по детям с РАС в России нет, но официальные данные ВОЗ утверждают, что количество таких детей с каждым годом растёт на 13%. Рано говорить о том, что в Новосибирске начала формироваться «живая среда» для детей с РАС и их родителей, но некоторые шаги в этом направлении уже предприняты. И один из них — курс куклотерапии, который преподаёт заслуженная артистка России и главный режиссёр Новосибирского областного театра кукол Ольга Гущина.

Весенний грипп усадил всех ребятишек по домам, поэтому на занятиях сегодня только самые стойкие — эмоциональный Савелий, «строгий» Яромир и хохотушка-Анечка. Но занятия не отменяются: в куклотерапии главное — приучить ребёнка к определённому эмоциональному режиму.

 

Курс «Куклы-лекари» начался с мастер-класса, который попросил провести БФ «Особенный ребёнок» — в порядке пробы пера. А потом, как говорит главный режиссёр, разовое занятие само собой переросло в нечто большее и стало частью повседневной жизни Новосибирского областного театра кукол. К тому же такая инклюзивная программа получила одобрение специалистов министерства культуры НСО, так что попутный ветер надул паруса доброго и важного дела.

 

Надо сказать, что куклотерапия — это огромное психотерапевтическое поле. Куклотерапия Ольги Гущиной и её единомышленников основана на идентификации детей с образом забавного героя: он настраивает коммуникационные мосты между ребёнком и миром, рассказывает голосом Ольги Владимировны о природных явлениях, объясняет, откуда берётся улыбка и почему, когда нет друзей, — грустно. В процессе участвуют родителей детей с РАС, потому что зачастую им трудно найти общий язык с собственным ребёнком.

 

— Наши занятия — это театральные этюды с куклами, — рассказывает Ольга Гущина. — Детки охотно общаются с ними, играют в игры, пытаются показать свои эмоции, раскрепощаются, учатся фокусировать своё внимание на чём-то новом, ярком. В идеале мы хотим поставить с ними спектакль, ведь работа за ширмой — это хороший способ примерить на себя новую маску, прожить неизвестные эмоции и чувства, но в то же время быть защищённым от внешнего мира. А для детей с РАС это важно. Сейчас до спектакля нам ещё далеко, но мы к нему движемся.

 

На курс «Куклы-лекари» сейчас ходят дети не только с РАС, но и с другими нарушениями физического и ментального здоровья. И, как говорят Ольга Владимировна и родители, прогресс уже налицо! К примеру, эмоциональный и смышлёный Савелий раньше был гиперактивен — мальчик не мог усидеть на одном месте. А сегодня парень — активный участник всех этюдов, его внимание целиком поглощено тем, что происходит на сцене и с ним лично. Ярик всегда держался особняком и не реагировал на внешние раздражители, а сейчас отвечает на вопросы кукол и соглашается «поиграть».

 

— Наши дети и мы, родители, ждём этих занятий, — говорит мама Яромира. — Мы очень благодарны театру кукол за возможность такой сказочной социальной реабилитации. Мы же, по большому счёту, сами себе предоставлены, а эти занятия дают ощущение, что мы не одни, что наши проблемы волнуют ещё кого-то.

 

Новосибирскому областному театру кукол желаем успехов на их благотворительном поприще, а мы, в свою очередь, ещё вернёмся к теме проблем детей с РАС в Новосибирске.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Михаила ЧЕРНОВА

back
up