От танго до свободы
Долгие месяцы «бескультурья» позади: новосибирские театры приступили к репетициям, и сентябрь ожидается очень насыщенным. «Ведомости» насчитали сразу семь премьер
Этот документальный спектакль посвящён 75-летию Победы, его сюжетной основой стали семейные истории новосибирцев, чьи родственники жили в Новосибирске в военные годы. Работа над премьерой началась в октябре 2019 года, когда режиссёр Анастасия Патлай и драматург Андрей Иванов в течение недели общались с жителями города и в режиме нон-стоп встречались с работниками музеев, собиравшими когда-то интервью ветеранов. Создателей спектакля интересовала не столько официальная версия, сколько личные истории тех, кто трудился и жил в Новосибирске в годы войны.
— Мы вычленили несколько сюжетов для нашей документальной пьесы, связанных с жизнью в тылу в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает Анастасия Патлай. — Один из главных сюжетов — изнурительный труд женщин и детей на заводах. Есть и другие. Потеря кормильца, который ушёл на фронт. Жесточайший дисциплинарный режим на предприятиях. Большое количество эвакуированных, которые составили треть всего населения Новосибирска. Огромная «культурная» эвакуация, эвакуация целых заводов и предприятий. Тема эвакогоспиталей. Отталкиваясь от этих сюжетов, мы работаем с тем, как это отразилось на нас, потомках воевавших и трудившихся в тылу. То, что мы сделали с актёрами театра «Глобус», — это работа с памятью.
Весной режиссёр Глеб Черепанов поставил спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Карьера Артуро Уи», но публика его так не увидела — закрытый показ прошёл за несколько дней до начала официального карантина. Теперь зрители смогут познакомиться с биографией мелкого гангстера, который эволюционировал до хозяина Чикаго.
К открытию своего 101-го театрального сезона «Красный факел» готовит премьеру сатиры «Дело» по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина. Над постановкой работает известный новосибирцам режиссёр Дмитрий Егоров, уже выпустивший в «Красном факеле» два спектакля – «Историю города Глупова» и «Довлатов. Анекдоты», а также спектакль-концерт «НЕтрезвая жизнь» в «КаФе». В центре внимания Дмитрия Егорова всегда находятся актёр и текст — и перенасыщать техническими чудесами нынешнюю постановку режиссёр также не намерен. Более того, он говорит, что спектакль будет в хорошем смысле слова «академичным», что, естественно, порадует «классического» зрителя.
— Предыдущие мои спектакли в «Красном факеле» так или иначе посвящены бытованию человека в Российском государстве. И в этом смысле «Дело» легко встраивается в общую систему и становится завершением этой трилогии, — поясняет режиссёр. — Во многом это происходит и потому, что с артистами «Красного факела» мы всегда легко и с удовольствием вступаем в диалог на тему российского, советского, русского — как угодно называть — бытия. Великое качество русского человека — уметь смеяться даже в самых отчаянных ситуациях, когда кажется, смеяться уже не над чем. Смех спасает, является лекарством для выживания.
Главный режиссёр театра Андрей Прикотенко ставит спектакль по камерному рассказу Татьяны Толстой «Петерс»: творческая группа интригует — зрителей ожидает аттракцион с магическими преображениями артистов, пространства и времени. Сам рассказ работает на пробуждение романтической фантазии даже в самом закоренелом технаре. Воздушные женщины летают в облаках, Петербург осязаемо хлещет «дождевыми оплеухами по близорукому лицу, по фетровой шляпе, по пузечку» — язык Татьяны Никитичны, как всегда, уводит в чудесные миры, где обычные вещи приобретают Душу.
— Спектакль «Петерс» для меня — ход в другую сторону, мой поиск чего-то нового и неизведанного в театре, — говорит Андрей Прикотенко. — Есть рассказ всего на девяти страницах, который будет превращён в большой спектакль. Каким образом — пока загадка. Есть манящая лирика, замечательный язык Татьяны Толстой, есть много обаятельного внутри самой истории, но всё, что можно было бы применить из собственной практики, абсолютно несостоятельно, и в этом главный вызов и радость новой работы.
А «Первый театр» откроет сезон «практикой неудачников» — спектакль-тренинг режиссёра Александра Андрияшкина создаётся без литературной основы в формате сочинительского театра, сотворчества актёров и постановщика. «Мы берём тему лузерства и противопоставляем её всеобщей нацеленности на “успешный успех”, — сообщает творческая команда, обещая зрителю взгляд на культ победы через оптику людей, которые с точки зрения общества плетутся в хвосте общественного прогресса. Перформативный театр существует давно, как и театр сочинительский. И тот, и другой — нечастые гости в рамках драматического репертуарного театра. Подход «Первого театра» — соединить оба метода.
— Идея спектакля «Теория Счастья и Свободы» родилась из нашей лаборатории с «Первым театром», где мы, с одной стороны, иронизируем над всякого рода тренингами, но одновременно признаёмся в потребности просто нажать волшебную кнопку «счастье», — говорит режиссёр.
Первой премьерой сезона станет моноспектакль Варвары Поповой «Маруська» по пьесе драматурга Екатерины Васильевой «Однажды мы все будем счастливы». В спектакле режиссёр, рассматривая детско-родительские отношения через историю девочки-подростка, размышляет о том, как непонимание близких и постоянное ощущение одиночества влияют на совсем юного человека. Над спектаклем работают художник Каринэ Булгач, композитор Максим Мисютин, главную роль исполнит актриса Анастасия Косенко.
Режиссёр Григорий Гольдман ставит свою версию культовой сказки, в которой девочка Элли в компании «единомышленников» путешествует по дороге из жёлтого кирпича, обретая новые смыслы в жизни. Основой для режиссёрского творчества послужила не хрестоматийная версия и не оригинал Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз», а сценарий украинского писателя Игоря Талалаевского. Без Тотошки.
— У нас получается драматический спектакль, а не кукольный. Куклы будут, но у них больше вспомогательная роль, — говорит режиссёр. — В новосибирском театре упор на тростевую куклу, она центр репертуарной афиши, а вот спектакля, где живые актёры могут поиграть и себя показать, — нет. И я подумал, что хорошо театру иметь и такой спектакль — большой, живой, костюмированный, с необычными декорациями.
Наталия ДМИТРИЕВА