16.02.17

От мозга пчелы — к «беспилотному» автомобилю

В Новосибирске осваивают гибкую методологию разработки и приближают будущее с автомобилями без водителей.

В День российской науки в ГПНТБ состоялись встречи с молодыми руководителями инновационных компаний Новосибирска, которые поделились своими секретами успеха и новостями отраслей, в которых работают. «Ведомости» рассказывают о наиболее интересных из них.

Артем Попов: «Одна из главных задач - обучить автоматического водителя реагировать на разные ситуации».

Большой прорыв и слабое звено
Всё идёт к тому, что водитель за рулём, внимательно следящий за дорогой, скоро станет «пережитком прошлого». Беспилотные самолёты — уже не атрибутика фантастических романов, а скоро люди так же будут привыкать и к беспилотным автомобилям. И научно-техническую мысль в этом направлении помогают двигать новосибирцы из проекта DriverAssist, который действует в Академгородке, создавая системы безопасного вождения.
По словам руководителя проекта Артёма Попова, для создания беспилотного автомобиля надо решить три основные задачи: как будет работать навигация, позволяющая определить маршрут, как будет обеспечиваться безопасность автомобиля в движении и как обучить автоматику реагировать на различные дорожные ситуации. Чтобы стать настолько «умным», автомобиль должен получить собственную нервную систему и органы чувств. Какими они должны быть — могут подсказать наши даже не меньшие, а мельчайшие братья — пчёлы или лягушки.

Сергей Бучик: "Эджайл-подход может дыть потребителю то, в чем он нуждается, за самый короткий срок".


— Мозг пчелы хоть и очень мал, но она с его помощью распознаёт геометрические фигуры, умеет ориентироваться по солнцу, запоминать дорогу до источника пищи и передавать информацию об этом другим пчёлам, — поясняет Артём Попов. — Дело в том, что из-за маленького объёма расстояние между нейронами в мозгу пчёл очень короткое и сигнал между ними проходит быстро, поэтому и задачи по ориентированию в пространстве пчела тоже выполняет быстро. Это же требуется и «умному» автомобилю. А у лягушек интересно устроено зрение: их глаза способны сами, без участия головного мозга, обрабатывать информацию; различать, например, колышущуюся траву и летящего комара, которого нужно поймать. Работа глаз лягушек изучалась Институтом проблем передачи информации РАН и полученные результаты легли в основу новейших систем наведения ракет.


Есть что позаимствовать и у летучих мышей, которые ориентируются в пространстве с помощью ультразвука. На этом принципе основаны парктроники, помогающие автомобилям парковаться, а беспилотный автомобиль вряд ли сможет найти дорогу без лидара — своего рода лазерной рулетки, которая позволяет измерять расстояние между любыми точками в пространстве и выстраивать трёхмерную карту для перемещения между ними.


Правда, не все смогут примириться с тем, что руль держать в руках не придётся. Для таких водителей предусмотрен промежуточный вариант: руль для человека остаётся, но превращается лишь в подобие джойстика: поворот такого руля не заставляет повернуться колёса, а даёт команду компьютеру, который уже сам решает, как быстрее и безопаснее повернуть в нужную сторону.
Но если технологии безопасности-safety, то есть безопасности на дороге, для машин нового поколения уже отрабатываются, то безопасность-security (защищённость от внешнего вторжения) всё ещё остаётся слабым звеном. Из достоинства такой машины — её полного подчинения искусственному разуму — вытекает и её недостаток: она пока мало что может противопоставить хакерам. Сейчас они взламывают системы электронного доступа в автомобили и стирают информацию о хозяине с ключей-микрочипов, а затем смогут и устраивать ДТП, за тысячи километров вторгаясь в систему управления автомобилем. Предотвращение такого — задача всех компаний, разрабатывающих средства киберзащиты.


Три кита ускорения
Подавляющая часть инновационных компаний, работающих в Академгородке, действуют на рынке IT-технологий. Среди этих компаний всё больше становится сторонников аgile-подхода (гибкого метода разработки) к созданию новой продукции. Как же работает этот подход и чем он отличается от стандартного, который ещё называют водопадным?


— При водопадном подходе строительство, к примеру, моста через реку со всеми стадиями занимает минимум два-три года. Сначала проводятся социологические исследования: путём опросов выясняются потребности населения двух берегов в переправе, потом начинаются поиски проектировщика, тот составляет проект, на который потом формируется смета, далее ищут подрядчика — в итоге проходит более года, а мост ещё и не начинает строиться, — рассказывает владелец компании NPM Group Сергей Бучик.
При agile-подходе всё происходит намного быстрее, его суть в том, чтобы в минимальный срок дать потребителю то, в чём он нуждается. В случае с мостом (конечно, в утрированном виде) это будет означать строительство за один день верёвочной переправы через реку — её может оказаться достаточно для потребностей людей, а может, и нет. Тогда конструкция моста будет усложняться, пока не устроит всех.


Конечно, какой бы то ни было мост для Новосибирска таким образом не построить, а вот создать программный продукт или промышленное оборудование — вполне возможно. Не случайно за последние двадцать лет в десятку крупнейших компаний мира выбились самые инновационные, которые активно используют agile-подходы — те же «Майкрософт», «Гугл» и ряд других. Сфера этих компаний — как правило, те же IT-технологии. Когда-то ими занималась и NPM Group, прежде чем перешла на выпуск оборудования для розлива напитков. Здесь компания тоже решила опробовать agile-технологию — и она себя оправдала в короткие сроки.


— Началось всё с того, что к нам независимо друг от друга пришли два заказчика — аргентинец и англичанин — с одинаковыми пожеланиями: чтобы наша продукция была электронной, нажимаешь кнопку — и всё наливается, — рассказывает Сергей Бучик. — В конце марта мы модернизировали старый аппарат, и уже в начале мая заказчик в Англии получил новый продукт. Он сказал: то что надо, но нужно немного доработать. За полгода сделали новый продукт с новой ценностью для потребителя, причём он оказался настолько востребованным, что продавали его за рубеж уже по предоплате: товар ещё находился в разработке, а клиенты его уже ждали.


Небольшое время на принятие решений, такая же большая скорость выхода на рынок и работа на рынке «голубого океана» — никем не занятом сегменте рынка, — это и есть три «кита» agile-подхода к работе, на котором выстраивают свой успех современные инноваторы.


Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
up