07.03.19

От карандаша до распятия

О деревьях и дереве в самом широком смысле рассказывают работы 40 мастеров «Творческого союза художников России» на выставке в ГЦИИ

«Дон Кихот» Игоря Ельченко и «Сценография» Владимира Авдеева.

 

В первый день календарной весны в Городском центре изобразительных искусств открылась уникальная в своём роде выставка «Срез», объединившая мастеров «Творческого союза художников» (ТСХ РФ) из Новосибирска и Томска. Выставка посвящена вечной связи Человека с Деревом. По мысли авторов, срез ствола дерева — это драматургия жизни, написанная годовыми кольцами, в которой чередуются драма, трагедия, комедия, фарс и добрая сказка. Концепцию проекта «Срез» разрабатывал Владимир Авдеев, известный новосибирский театральный художник, член правления НРО ТСХ РФ.

 

Работа томского художника Олега Кислицкого.

 

Программным полотном выставки стала картина Геннадия Арбатского, предоставленная супругой художника Татьяной, — священное древо с выбеленными полосками жертвенных верёвочек, а может быть, соков, питающих землю. Рядом с картиной два стула оригинального дизайна — как продолжение жизни дерева после его жизни. «Показать дерево не только как строительный и поделочный материал, но и как природную структуру, несущую в себе память времени, способную воплотить любой замысел художника, дизайнера или скульптора, напитав его силой, накопленной от движения недр земли», — писал в заявке проекта в «Творческий союз художников» РФ автор проекта «Срез» и руководитель творческой мастерской Владимир Авдеев. Центральный ТСХ проект поддержал, но не в той мере, как хотелось бы. Впрочем, для первой выставки проекта, который грозится стать регулярным и объединить художников не только Сибири, но и соседних государств, — это очень многообещающее начало.

 

Скульптура Леонтия Усова, заслуженного художника России.

 

Магия превращения проста и понятна. Валится дерево, распускается на доски, из них делают бруски, брусок распиливается на дощечки, нарезаются карандаши, карандашом пишется слово, слова собираются в образ. И Дерево превращается в Слово, заключая в себе библейские смыслы. О том, как близок к дереву человек, повествуют пластичные, невероятно живые, выполненные из кедра, скульптуры «Иван Грозный» и «Распутин» Леонтия Усова, заслуженного художника России, почётного академика РАХ, автора томского памятника Чехову. В арт-цоколе Новосибирского художественного музея работает сейчас выставка «Сибирский валенок» этого томского художника, которого сегодня считают одним из ведущих скульпторов по дереву в России. Жертвенную суть материала раскрывает в своём вытянутом, долгом и рукастом «Николае Чудотворце» Владимир Масалитин. Соседство горнего и низшего в природе дерева, от кроны в небесах до корней в страстях, подчёркивает богоподобный «Дон Кихот» с распятыми руками-ветрилами новосибирского художника-витражиста и дизайнера Игоря Ельченко, а под ним «Сценография» Владимира Авдеева, где постель заправлена травой, а деревянный лабиринт имеет множество вариантов выхода — и поди угадай: где твой единственный путь?

 

На выставке «Срез» в Городском центре изобразительных искусств. 

 

— Почему у меня и возникла идея проекта? Потому что я всю жизнь, сколько себя помню, занимаюсь театральными декорациями, — рассказывает Владимир Авдеев. — Дерево — материал, которым можно передавать разные смыслы. Никто не задумывается, но ведь и музыку мы слушаем благодаря дереву. И в театре до сих пор, (причём не только у нас, а во всём мире) декорации делаются из дерева. Как театр не может быть одностилевым, поскольку это синтетическое искусство, так и групповая выставка должна быть разножанровой. Любой из нас по-своему трактует процесс рождения и превращения дерева. Поэтому экспозиция и получилась такой насыщенной.

 

Сценография Владимира Авдеева.

 

Здесь каждый создаёт свою вселенную. На картине Нины Курбатовой «Под голубыми небесами» ноздреватый снег отражает по-весеннему водянистый небосвод, который держат на голых ветках берёзы. «Лес богаче царя», — заявляет Надежда Попович, а Римма Гордеева в берестяном коллаже закручивает «Виражи времени». И можно долго рассматривать многозначные ассамбляжи Евгения Кирьянова, додумывая эти фактурные истории, где старые вещи становятся современным произведением.

 

Работа Леонтия Усова.

 

— Для художника, живущего и творящего в Сибири, с деревом связано осознание его жизни, — продолжает посвящать нас в смыслы выставки Владимир Авдеев. — Золотые стволы свежих брёвен складываются умелыми руками в венцы сруба. Крепко связанные между собой брёвна моста соединяют берега. Наконец, усталый крест на могиле дорогого человека становится знаком присутствия иного мира на земле.

 

 

По замыслу организаторов выставку в расширенном виде можно повторить уже через пару лет. Пригласить для участия не только живописцев, графиков, скульпторов, но и фотографов, дизайнеров, мастеров куклы, черпающих темы своих произведений в историях людей и их общении с природой.

 

Картина известного новосибирского художника Геннадия Арбатского. 

 

Весна хлынула на этой выставке целым половодьем чувств. Плывут в её мареве деревянные томские домики в акварелях Андрея Тимошенко, звучат музыкой сфер акриловые картины Любавы Бутаковой, возвышаются в прозрачном воздухе старенькие барачные «дворцы» в рисунках Веры Брусенко. Изначально основательный мир оказывается хрупким перед напором времени. И оказывается совсем недалеко от чудесного «Ботсада» Оксаны Чернышевой и деревянных кружев «Зашиверской церкви близ Академгородка» Владимира Курилова до бульдозера с картины «Обезлесивания» Ивана Прокопчука.

 

Работа Евгения Кирьянова в технике ассамбляж.

 

— Я очень благодарен всем художникам, откликнувшимся на предложение принять участие в выставке, —говорит Владимир Авдеев. — Мне хотелось, чтобы на выставке были работы замечательного новосибирского художника Геннадия Арбатского, которого не стало осенью 2014 года, и его супруга Татьяна отобрала для выставки одну из лучших его картин. Я признателен Михаилу Паршикову за участие, и всем-всем-всем, кто предоставил свои работы. И очень надеюсь, что через два года расширенным составом мы снова соберём большую выставку и расскажем о том, каким разным может быть срез Дерева.  

 

 

Выставка «Срез» работает до 17 марта.

 

 

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валера ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика