23.07.19

Окраина как театр

Чем уникален профессиональный театр «На окраине» из Карасука?

Сцена из спектакля «Тайна злой колдуньи». В роли Колдуньи Наталья Кобец.

Свой собственный театр Александр Кобец организовал в начале 1990-х. Сам растил учеников, привлёк к процессу свою семью, режиссировал и выходил на сцену. «Уникальность нашего театра в том, что я создал его как артист, режиссёр и руководитель в одном лице. В нашей области подобным похвастать могут разве что режиссёр Сергей Николаевич Афанасьев да я», — смеётся директор Молодёжного драматического театра «На окраине» Александр Кобец.

Александр Кобец.

Карасук — небольшой городок на границе с Казахстаном, в 387 километрах от Новосибирска; постоянного населения — 30 тысяч человек. Драматический театр «На окраине» — местная достопримечательность. Знают театр и в соседних районах, и в других уголках нашей области. С гастролями бывает он и в Новосибирске. В начале лета в Доме актёра карасукский театр при полном зале показывал два своих спектакля: детский «Тайна злой колдуньи» по мотивам народной сказки «Мешочек соли» и «Вольницу» по пьесе Островского «Не всё коту масленица».

Здание театра «На окраине» в Карасуке.

 

Выпускник Алтайского института культуры по специальности «режиссёр театра» Александр Кобец заболел театром в детстве, ходил в кружки, показывал представления  на лестничной площадке своего дома, после окончания 10 классов поставил в сельском ДК спектакль про геолога — и был замечен Степаном Фёдоровичем Чернышевым, который и пригласил его в народный театр. Театральная самодеятельность в Карасуке имеет давние традиции. Драмкружок в местном Доме культуры работал ещё в 1930-е годы, самодеятельное искусство было востребовано и в послевоенные годы. Когда в 1959-м вышло постановление о создании народных театров в стране, карасукский коллектив получил звание народного театра одним из первых в Новосибирской области. Для руководства им в Карасук приехал артист Новосибирского ТЮЗа Степан Чернышев.

На гастролях театра в новосибирском Доме актёра.

Александр Петрович работал в народном театре актёром, ставил спектакли, а в эпоху развала, в 1990-е, успел поработать главным режиссёром, но… «Одно дело быть актёром, другое дело — руководитель театра. Я попытался, не получилось, не сошлись мы взглядами со старшими артистами. И я ушёл строить свой театр», — признаётся Александр Петрович.

Актриса Юля Толоконникова по совместительству ещё и костюмер.

 

Начинал с мастерской, затем уже как студия в 1997-м коллектив получил звание народного. Пятнад­цатый сезон театр «На окраине» насчитывает от признания его профессиональным коллективом — решение о создании муниципального театра в 2005 году приняла сессия совета депутатов г. Карасука, учредителем выступила администрация города. И вот полгода назад театр под своё крыло приняло министерство культуры Новосибирской области, распоряжение 25 декабря 2018 года подписал губернатор Андрей Травников.

 

— С финансами стало легче, зарп­латы подросли, почти вдвое вырастет штат, — говорит директор. — Но переходный период, связанный с документацией, непростой, ответственности стало больше. Я же привык быть свободным художником. Ещё будучи муниципальным театром, мы участвовали в федеральном проекте «Культура малых городов», получили грант на постановку — всё благодаря министерству, это они нас толкают, пестуют. Помогают нам и депутат зак­собрания Александр Кулинич, и депутат Госдумы Александр Карелин.

Зрители в ожидании спектакля.

Практически все артисты театра в своё время закончили класс драматического актёра у Александра Петровича, а затем отучились в вузах. За исключением Ивана Караченцева и Ивана Белкина, приехавших после окончания Алтайской академии культуры и искусств. Здесь у каждого несколько профессий: старший сын Александра Петровича — Сан Саныч — актёр и главный режиссёр театра; жена сына Наталья Кобец — акт­риса и завлит; младший сын директора Кирилл Кобец — завпост, говорят, лучший в области; актриса Юля Толоконникова по совместительству ещё и костюмер; Антон Сигутенко — актёр и преподаватель студии. Кстати, обучение в студии бесплатное, в ней занимаются около 20 человек, принимают всех желающих с 12 лет.

 

В афише театра «На окраине» — 9 детских спектаклей и 13 взрослых. Каждый год выпускают три новых. Ставят не только Кобец с сыном, но и актёры, и приглашённые постановщики. В новом сезоне афишу пополнят два спектакля: к октябрю готовится премьера «Лёшка и звезда» по пьесе современного автора Сергея Козулина, а в декабре планируется выпустить спектакль для взрослых «Не покидай меня» по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева, эту премьеру посвятят 75-летию Великой Победы. За обе постановки взялся Александр Александрович Кобец. Он же ставил один из лучших спектаклей театра «На окраине» — «Скрипка Ротшильда» по А. П. Чехову с отцом в главной роли. Этот моноспектакль получил вторую премию на Всероссийском фестивале камерных театров «Один. Два. Три», который проводит Новосибирский государственный театральный институт.  

 

Выходила на сцену и внучка Александра Петровича — Полина, играла в моноспектакле, поставленном Борисом Натанович Белкиным, профессиональным режиссёром из Ордынки. Театр — семейное дело Кобецов, и днями, и вечерами они, как и другие сотрудники театра, проводят на работе, а в особенно жаркие предпремьерные дни захватывают и законный выходной — понедельник. Супруга Александра Петровича уже не ругается, что «затащил сыновей на сцену». Любовь Николаевна сама человек творческий: пела в самодеятельности, руководила Детской школой искусств, а затем и районной культурой.

 

Находясь на окраине, театр много ездит, даёт благотворительные спектакли, растит новое поколение артистов и зрителей, демонстрируя простую истину — для настоящего искусства местоположение сцены не имеет значения.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up