Одно небо, одна Обь…
В селе Юрт-Ора Колыванского района открылся музейно-этнографического комплекс, посвящённый быту чатских татар. Накануне открытия там побывали корреспонденты «Ведомостей».
Село Юрт-Ора в Колыванском районе невелико: две улицы, чуть больше сотни жителей. Трудно сейчас представить, что это одно из старейших поселений на территории Новосибирской области. Чатские татары, которые жили здесь к моменту прихода русских, облюбовали это место на берегу Оби для своего поселения в 1595 году. Жив ещё хан Кучум, но всё дальше и дальше отходят на восток его редеющие войска. А чатские татары остаются, помогают русским переселенцам осваивать новый для них край, вместе строят остроги, исправно платят ясак. В годы Северной войны, когда её участник мурза Иштек Елугачев написал письмо лично Петру I, земли по Оби, на которых стоит Юрт-Ора, передали навеки во владение чатским татарам, освободив их от уплаты ясака. Тот день стал для местных жителей настоящим праздником.
«Прозевать» Юрт-Ору при наличии такого указателя невозможно.
Живёт здесь сейчас чуть больше ста человек.
Таким же праздником для всех чатских татар стал день 30 июня 2018 года, когда в Юрт-Оре в присутствии врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова открылся музейный комплекс «Наследие чатских татар». К этому моменту общественная организация «Сохранение наследия чатских татар» шла несколько лет.
Мечеть в Юрт-Оре – главный ориентир.
О том, как осуществился этот проект, корреспондентам «Ведомостей» рассказал председатель этой организации Навиль Шагабутдинов.
Аккуратная борода с проседью, проницательные тёмные глаза, негромкий спокойный голос – с первого взгляда понятно, что ваш собеседник – человек уважаемый и авторитетный. Так и есть: Навиль Хасанович, помимо прочего ещё и имам мечети в Юрт-Оре. По счёту эта мечеть, самое высокое и красивое здание села, – восьмая. Теперь она стала частью музейного комплекса и можно надеяться, что судьба исчезнувших предшественниц ей не грозит.
Усадьба – центральная часть музейного комплекса. За несколько дней до открытия…
Но главным компонентом музейного комплекса стала воссозданная усадьба обычной семьи чатских татар напротив мечети. Рубленый дом с татарской печью, во дворе – летняя кухня, загон для скота, колодец, чулан – всё, как и было у жителей Юрт-Оры на протяжении многих сотен лет.
– Получилось даже интереснее, чем выглядело в проекте. – Навиль Шагабутдинов перелистывает альбом с эскизами усадьбы образца 2013 года. – В музейный комплекс мы включили и обелиск в честь участников Великой Отечественной, и аллею поколений с родовыми деревьями…
Снаружи на доме скоро повесят эту памятную доску.
Но, как говорится у русских, с которыми чатские татары в мире и дружбе живут более 400 лет, «скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается». Как всегда, главное было – найти деньги. Сначала на письмо Навиля Шагабутдинова отреагировал президент Татарстана Рустам Минниханов и выделил общественникам Юрт-Оры грант, на который они выкупили земельный участок и передали его Скалинскому сельсовету. Затем на выделенную субсидию в полмиллиона рублей заново выстроили дом. 5 миллионов рублей год назад областное правительство направило на асфальтирование улицы Центральной, где стоит музейный комплекс, и ещё более 7 миллионов – на нужды самого проекта.
– Всё это был только первый этап работы, – делится планами Навиль Хасанович. – Теперь будем создавать инфраструктуру для туристов. Я уже вижу, как поставить гостевые домики на два-три человека каждый, провести к ним воду, устроить автостоянку. Катание на лодках по Оби, рыбалка орудиями наших предков, конные экскурсии – это всё организовать можно.
Надворные постройки усадьбы такие же, как и столетия назад. «Двор моего отца был точно таким», – вспоминает Навиль Шагабутдинов.
Для этого Юрт-Оре не помешала бы асфальтированная дорога. Сейчас она кончается сразу за селом Скала. Дальше около 14 километров ехать надо по грунтовке со всеми её «прелестями» – тучами пыли от встречных машин, мелкими и не очень камнями. Явно это первое, что надо будет приводить в порядок, развивая туризм в маленьком татарском селе.
Скважину для колодца пробурили специально. Правда, воду из него пока ещё пить нельзя: надо сделать специальную химобработку.
Подходя с улицы к главному дому усадьбы, сложно не заметить памятную доску. Надпись «Таир Иванов», годы жизни, орден Отечественной войны, гвардейская лента, слова «Помним, гордимся». Скоро на дом повесят ещё одну – с именем Гимрана Галиева. Когда-то эти люди жили в доме постройки конца XIX века, который стоял на этом месте. От того дома остались только оконные проёмы – и вот такая память о его жителях.
А когда-то на таких санях зимой возили воду в бочках с реки.
– Таир был русским, его взяли сиротой из детского дома в мусульманскую семью, где дали это имя, – повествует Навиль Шагабутдинов. – По нашим обычаям приёмным детям фамилию новых родителей не дают – родовая кровь не должна перемешиваться. Ему дали самую распространённую русскую фамилию – Иванов. В Юрт-Оре он женился, ушёл отсюда на фронт – и не вернулся. Как и Гимран Галиев.
Убранство летней кухни. Во время нашего визита здесь ещё стоял запах свежей краски.
Из Юрт-Оры на фронта Великой Отечественной ушли 63 человека. Вернулись не все. Сейчас живых фронтовиков уже не осталось, но все их имена, как погибших, так и вернувшихся с победой, запечатлены на плитах у обелиска напротив мечети. Два самых святых места для сельчан – рядом.
В главном доме усадьбы идут последние приготовления: до открытия комплекса главой региона остаётся ровно три дня.
Теперь на День Победы по всей стране люди встают в Бессмертный полк с портретами своих воевавших родственников. Но это один день в году. А в Юрт-Оре в строй Бессмертного полка навечно встали сами дома. Чуть ли не на каждом втором доме – такие же доски, как на доме-музее. Имя, даты жизни, торжественное оформление. Где-то доска всего одна, а где-то – сразу четыре: воевали братья, один погиб в 1941-м, двое в 1945-м, один дожил до третьего тысячелетия…
Вещи, которые будут здесь экспонироваться, частью были здесь в старом доме, частью собирались по деревне, а что-то привезли из другого татарского села Юрт-Акбалык.
Каждая десятая фамилия и на обелиске, и на стенах домов – русская. Навиль Шагабутдинов отмечает, что такое соотношение в Юрт-Оре было всегда. Делить татарам и русским было нечего: одна земля, одно небо, одна Обь за околицей…
Навиль Шагабутдинов объясняет, как устроена татарская печь.
Часть домов в Юрт-Оре стоят пустыми. Но оптимизма умудрённый опытом имам не теряет. Будет работать музей, будет развиваться этнографический туризм – и у тех, кто когда-то уехал отсюда, появиться стимул вернуться.
«Примерно до середины 1960-х годов в Юрт-Оре была пристань, к которой причаливал ходивший по Оби пароход «Урицкий». На этой подаренной нам картине его и изобразили», - рассказывает Навиль Хасанович.
– Мой недавно вернулся сюда из Питера, из Новосибирска сюда кто-то едет жить на пенсии, кто ещё не продал квартиру. У меня-то тоже есть квартира в Новосибирске на Юго-Западном, но там я живу только зимой. Всё остальное время – здесь. Обещал себе, что к шестидесяти годам переберусь сюда окончательно – но пока не выходит…
На таких одновёсельных лодках-долблёнках (по татарски «камА») чатские татары и их предки выходили на рыбалку с незапамятных времён.
Когда-то выполнивший свой интернациональный долг в Афганистане подполковник запаса Шагабутдинов, чуть усмехнувшись, бросает задумчивый взгляд вдоль безлюдной (не только от июньского зноя) улицы. Улицы с богатой историей: когда-то через Центральную проходил Сибирский тракт, называвшийся в России ещё и «чайным путём» – по нему из Поднебесной империи везли к царскому двору драгоценные листья. Улица помнит доктора Чехова, ехавшего на Сахалин, и отступающие на восток армии адмирала Колчака. Какой будет следующая глава этой истории? Но прежде всего – она будет.
Тысячелетние традиции ислама и современные детали: так выглядит молельная комната в мечети.
Но подобной звёздной карты, уверены в Юрт-Оре, однозначно больше нет ни в одной мечети мира. Идея этой работы принадлежит дочери имама Софии. И звёзды, и Млечный Путь нанесены вручную, а оформлена карта аятами из Корана.
В такой одежде во времена Петра I щеголяли богатые татары.
Мечеть и обелиск в память о Великой Отечественной, два самых святых места в селе –
напротив друг друга.
Отличие этого памятника от многих других – на нём увековечены фамилии всех фронтовиков из Юрт-Оры, не только тех, кто погиб или пропал без вести.
Центральная улица села так и называется – Центральная. Через неё когда-то проходил великий Сибирский тракт, связывавший Россию и Китай.
На многих домах – подобные таблички. Трудно представить более наглядное свидетельство того, что война коснулась каждого дома в огромной стране.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА