07.08.19

Огласите все риски, пожалуйста!

Станет ли обязательным страхование жилья после вступления в силу нового закона?

Потому что мы — «пилоты»

Страховать жизнь или недвижимость — дело, хотя зачастую и влетающее в копеечку, но позволяющее чувствовать себя более-менее защищённым на случай возникновения неприятностей. Другое дело, что мы привыкли страховаться в таких случаях добровольно. Поэтому новшество в коммунальной сфере, заработавшее с 4 августа, поневоле заставляет добросовестного гражданина насторожиться: какой ещё «легальный способ для отъёма денег» придумали наши законодатели?

 

4 августа вступил в силу новый закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций. Называется он Федеральный закон от 03.08.2018 г. №320-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно документу, субъекты РФ получают право разрабатывать, утверждать и реализовывать программы по возмещению ущерба жилью граждан с помощью добровольного страхования. Страховые выплаты предполагается возложить не только на страховые компании, но и на средства федерального и регионального бюджетов.

 

Как водится в таких случаях, обкатать новую схему решили для начала в нескольких пилотных регионах. Всероссийский союз страховщиков определил, что их будет семь — и в число этих регионов попала Новосибирская область. Компанию ей составили Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Свердловская, Тверская и Тюменская области. А чуть позже стало известно, что число пилотных регионов увеличили уже до 14.

 

Кое-где в Новосибирске уже попадаются листовки с призывом «вычёркивать» строчку о страховании в платёжных документах, которые присылает управляющая компания — якобы в этом случае в последующие квитанции УК эту строчку включать не будет. Но на самом деле всё обстоит не так: в любом случае соответствующий тариф на страхование ещё не утверждён.

 

— Включение в единый платёжный документ платы за услуги, не являющиеся жилищно-коммунальными и оказываемые третьими лицами, допускается только в случае наличия договора, заключенного ранее, то есть до выставления платёжного документа, между собственниками помещений и исполнителем. Включение строки «Добровольное страхование» в единый платёжный документ без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не допускается, — разъяснила заместитель министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Елена Макавчик.

 

По словам замминистра, вопрос о целесообразности утверждения на территории Новосибирской области программы добровольного страхования жилья планируется обсудить с участием представителей крупных страховых компаний региона. И лишь после того, как программа будет утверждена, с условиями добровольного страхования познакомят собственников жилья.

 

Рассчитывать объём выплаты при наступлении страхового случая будут с учётом общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра в конкретном субъекте РФ. В нашем случае, то есть в Новосибирской области, эта стоимость, утверждённая федеральным Минстроем, составляет 46 129 рублей — больше, чем в остальных сибирских регионах.

Долгая дорога

Фактически подготовительная работа к переходу на новую систему страхования на региональном уровне должна включать несколько этапов. Во-первых, правительство региона должно определиться с перечнем конкретных рисков, которые будут страховаться по региональной программе. От этого напрямую зависит и та сумма, которую люди потом могут увидеть в своих платёжках.

 

— Страхование жилья по региональной программе будет обходиться ориентировочно в 150—200 рублей в месяц, или 1 800—2 400 рублей в год, — отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. — Если же будет решено страховать жильё только от чрезвычайных ситуаций, то для этого будет достаточно 300—350 рублей в год. Обычный полис добровольного страхования жилья для стандартной квартиры обходится в 5—7 тысяч рублей в год: удешевление достигается за счёт субсидирования страхования со стороны федерального бюджета.

 

Далее региональным властям предстоит определить, какой именно исполнительный орган будет отвечать за реализацию программы и организацию выплаты компенсации из бюджета. После чего надо выработать условия и правила отбора страховых компаний, которые будут участвовать в программе, порядок взаимодействия участников программы, правила «нарезки» (создание лотов) и распределения территорий региона между страховыми компаниями, наконец, процедуры заключения договоров, уплаты страховых взносов и распространения страховых полисов — то есть появятся ли они в тех же самых квитанциях ЖКХ или будут выставляться в каких-то других документах.

 

Во Всероссийском союзе страховщиков подчёркивают, что, несмотря на то что закон вступил в силу, реальные механизмы для начала его работы до сих пор не готовы до конца. Сам ВСС все требования закона исполнил, включая разработку автоматической информационной системы «Жильё» для учёта договоров страхования жилья и размеров страхового возмещения. При этом документ, регламентирующий работу этой системы — «Порядок информационного взаимодействия в АИС "Жильё"» — был выпущен только 1 августа. Кроме того, из шести документов, которые необходимы для начала работы регионов, по состоянию на 2 августа не были готовы два — «Методика определения размера ущерба», которая в настоящее время находится в Правительстве РФ, и находящаяся в федеральном Минюсте «Методика разработки Региональных программ».

 

— Мы надеемся, что эти нормативные пробелы будут восполнены в ближайшее время, что позволит и гражданам, и региональным властям вести и без того сложную борьбу со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, имея надежную финансовую поддержку со стороны страховых компаний, — подчеркнул Игорь Юргенс.

А если бы?..

Конечно, история сослагательного наклонения не терпит, но какую пользу могла бы принести новая система страхования жилья, если бы она уже работала по всей стране, лучше всего видно на конкретных примерах. Особенно на таком недавнем, как наводнение в Иркутской области. Напомним, что в конце июня был полностью затоплен город Тулун, 25 человек погибли, более 10 тысяч домов пострадали. В помощь пострадавшим из федерального бюджета было выделено 662 миллиона рублей компенсаций, а из областного — ещё 318 миллионов. Если бы в Иркутской области действовала региональная программа страхования жилья, то пострадавшие получили бы в три раза больше средств. От 300 до 500 тысяч рублей каждому возместила бы страховая компания, а если ущерб превосходил эти суммы, возмещение поступило бы от региональных властей в качестве страховых субсидий. При этом региональные власти использовали бы средства, предназначенные для возмещения из федерального бюджета, — и в итоге за 10 тысяч пострадавших домов была бы выплачена компенсация в 3 миллиарда рублей.

 

Ещё один пример — взрыв газа в магнитогорской многоэтажке 31 декабря 2018 года. Тогда пострадали 72 квартиры, а ущерб за повреждённое и разрушенное жильё оценили в 900 миллионов рублей. «Если бы в регионе на момент события действовала региональная программа страхования жилья, то страховщики выплатили бы до 95% от ущерба, то есть до 855 миллионов рублей», — подчёркивают во Всероссийском союзе страховщиков.

Сознавая, что в непростое время другой помощи, кроме получения страховки, дождаться в случае какого-то ЧП будет неоткуда, люди активнее начинают интересоваться различными страховыми программами. Но, как сказал руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев в интервью «Российской газете», взрывного роста рынка страхования имущества граждан после вступления в силу нового закона не произойдёт. «Возможно, рост будет растянут по времени. И вряд ли в ближайшее время такие программы появятся более чем в 15—20 субъектах», — отметил эксперт.

 

Виталий СОЛОВОВ

back
up