16.04.19

Обыкновенное чудо

Качество жизни детей с ОВЗ зависит не от психотропных препаратов, а от любви и внимания ухаживающего персонала

До недавнего времени судьба детей с глубокими ментальными и физическими поражениями была предопределена: неподвижность, изоляция и невозможность диалога с окружающим миром. Основная терапия — приём сильнодействующих препаратов, которые облегчают работу сотрудников специализированных учреждений, но не улучшают качество жизни особенного ребёнка, живущего в доме-интернате. Но в нашем регионе жизнь таких детей пытаются сделать похожей на домашнюю — с теплом «близких взрослых» и системой мощных реабилитационных программ, которые в буквальном смысле ставят лежащих малышей на ноги. О том, возможно ли подарить ребёнку с ОВЗ благополучное детство, — наш материал из Ояшинского дома-интерната для умственно отсталых детей, который стал возможен благодаря пресс-туру, организованному министерством труда и социального развития Новосибирской области.

Право на жизнь

В такие дома-интернаты попадают дети с разной степенью умственной отсталости и с тяжёлой сопутствующей патологией — церебральным параличом, генетическими или соматическими нарушениями. Врачи-психиатры убеждены: таким детям обязательно нужно взрослое сопровождение, потому что они не могут самостоятельно себя обслуживать и общаться с внешним миром — хотя бы по той причине, что большинство из них не говорит. В Ояшинском доме-интернате каждый день совершается маленькое чудо: дети, обречённые природой на изоляцию, познают окружающий мир, учатся одеваться, самостоятельно есть и завязывать шнурки на ботинках.

 

— Для наших детей эти простые вещи — настоящий подвиг, — убеждена директор дома-интерната Любовь Присмакина. — Мы принимаем самых сложных ребят со всей Новосибирской области — сейчас их у нас 440 человек. Основная цель системы реабилитации в учреждении — улучшение качества жизни, привитие навыков самообслуживания и интеграция детей в общество. Для этого создается уникальная база, позволяющая обеспечивать предоставление реабилитационных услуг в комплексе. Это водолечебница, творческие мастерские с занятиями по мелкой моторике, спортивный зал со специальными тренажерами, иппотерапия и наша гордость — специальный бассейн, где могут плавать даже лежащие детки.

 

Большинство ребят прибыли сюда из Домов ребёнка и живут «стационарно»:
местные медики и педагоги делают всё возможное для их социализации, чтобы после совершеннолетия они смогли жить самостоятельно, а не уезжали «доживать» свой век в психоневрологические интернаты. Для воспитанников существует даже «тренажёр» для прокачивания «самостоятельности» — в виде отдельных квартир коммунального типа, где ребята под присмотром воспитателей постигают азы ведения домашнего хозяйства. Это проект называется «Могу жить самостоятельно», и основная его цель — социализация и интеграция молодых людей в общество.

 

— Все наши воспитанники, проживающие в этом «самостоятельном отделении», принимают активное участие в жизни дома: благоустраивают территорию, работают в подсобном хозяйстве, в саду, цветнике, огороде, на молзаводе, — подчёркивает директор.

 

А совсем недавно дом-интернат вступил в зону эксперимента: в селе Ояш будут покупаться квартиры, где выпускники будут жить вместе с сопровождающими взрослыми — воспитателями и тьюторами. Любовь Присмакина и её единомышленники считают, что это будет настоящей революцией в привычной российской схеме «дом ребёнка — дом-интернат — ПНИ».

 

Как дома

В этом доме не пахнет безнадёгой и казёнщиной. Здесь дети улыбаются и искренне радуются жизни — насколько хватает им здоровья и силёнок. Три года назад в интернате начался совместный с областным минсоцтруда и благотворительным фондом «Солнечный город» проект «Как дома: в Ояше». Тогда медики и педагоги пришли к выводу: дети с умственной отсталостью необязательно должны быть асоциальны и страдать девиантным поведением. Если правильно сопровождать ребёнка, если относиться к нему, как к личности, развивать его и дарить ему семейное тепло, то основные поведенческие проблемы будут постепенно уходить.

 

— Мы поняли, что жизнь наших детей зависит от внимания ухаживающего персонала, — рассказывает заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Ольга Потапова. — Поэтому остановились на семейной модели проживания и внедрили в работу технологии, которые ориентируются на личность ребенка. Получили ошеломляющие результаты: в наших маленьких «семьях» дети начали развиваться и социализироваться. Дети живут по пять-шесть человек в своих блоках, где у них своя отдельная спальня с кроватями-домиками, кухня и игровая.

 

Кстати, именно на территории этого дома-интерната было введено и отработано понятие «близкий взрослый». Это воспитатель, который «ведёт» конкретного ребёнка: купает его, кормит, даёт опыт ежедневной коммуникации, разделяет с ним все его горести и радости, помогает приобрести социальные навыки. Сотрудники рассказывают, что в начале проекта было очень трудно: дети с тяжёлыми ментальными нарушениями, в комнате мельтешение и хаос, случаи грубости и аутоагрессии, нервозная обстановка, частые ОРЗ, приём психотропных препаратов. Какое тут «как дома»?! Но в проект верили все, поэтому — работали. И через какое-то время случилось чудо: маленькие пациенты начали превращаться в обычных детей — шумных, шаловливых, иногда капризных, но детей! Даже у самой трудной девочки из «проектной группы» постепенно пропали приступы эпилепсии, ребёнок начал произносить первые звуки, играть в игрушки, перестал бояться воды.

 

— Привет! — улыбается мне кареглазая Мила из такой «мини-семьи». — Пойдём есть суп? Он вкусный. Хочу тебя обнять.

 

Возвращённая вера

На базе интерната действует проект «Яркий мир»: в его рамках «домашние» дети могут пройти курс реабилитации — с одним из родителей или другим близким родственником. Для детей в стационаре всё бесплатно, родители же вносят только символическую плату за своё проживание. Как рассказала Любовь Присмакина, к ним направляют детей-инвалидов из Новосибирска и Новосибирской области по путёвкам от министерства труда и социального развития. В основном такие курсы проходят дети с ДЦП и умственной отсталостью.

 

— Отзывы родителей о прохождении детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата реабилитационных курсов подтверждают востребованность таких услуг, — уверена Ольга Потапова. —  Это — стимул для развития этого направления работы и запуска новых пилотных проектов для семей, воспитывающих детей с инвалидностью.

 

Особая гордость сотрудников Ояшинского дома-интерната — это бассейн со специальным устройством, позволяющим опускать в воду даже лежачих детей. Мечтали о нём давно: для детей с ДЦП, с расстройством аутистического спектра или с синдромом Дауна вода — отличный инструмент реабилитации. Теперь график работы бассейна расписан поминутно, а в этом году начнётся строительство крытого тёплого перехода, который свяжет его с основным корпусом.

Одним словом, посещение Ояшинского дома-интерната возвращает веру в человеческий гуманизм, сострадание и милосердие.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up