19.03.19

Образование под микроскопом

Международная выставка «Учебная Сибирь-2019»: виртуальный Шукшин, крио-мороженое, буллинг и дождевые черви

В Новосибирской области в 27-й раз прошла выставка «Учебная Сибирь», организованная министерством образования региона: три дня павильон Экспоцентра работал в режиме дискуссионной площадки и выставочного центра, где демонстрировались практические воплощения дерзновенной мысли молодых.

Проблемы в картинках

Миссия «УчСиба» — расширить научные и творческие горизонты, показав, на что способен грамотно выстроенный образовательный процесс в рамках реализации национального проекта «Образование». Форум традиционно стоит на «трёх китах»: масштабная экспозиция, где школы, колледжи, вузы и детские сады представляют свои разработки и достижения; семинары и конгрессы; Олимпиада НТИ на Кубок губернатора НСО. Кстати, в этом году последняя проходила по 12 профилям: школьники мерились силами в искусстве робототехники, нано- и нейротехнологий, геномного редактирования и других, не менее прогрессивных направлениях.

Министерство образования НСО поддерживает творческие устремления школьников и студентов.

Главная дискуссионная тема форума — глобальная информатизация общества. Многие спикеры рассказывали о «тёмной стороне» современных технологий: развитие интернет-аддикции и нежелание ребёнка контактировать с реальным миром.

— «УчСиб» — это уникальная площадка, которая проходит раз в год и объединяет представителей научного сообщества, предпринимателей, школьников и студентов, — сказал на церемонии открытия заместитель губернатора НСО Сергей Нелюбов. — В этом году выставка особенно актуальна, она переформатировала свою работу. Если раньше мы делали акцент на экспозиционных составляющих, то сегодня одно из основных мероприятий выставки — большой хакатон олимпиады НТИ. Новые подходы в цифровой экономике. Для нас это очень важно, потому что в стратегии социально-экономического развития нашего региона «Сибирское лидерство» отражены основные тренды, связанные с технологическими прорывами.

 

Уникальность выставки отметили и федеральные эксперты: как заявил заместитель директора департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения РФ Дмитрий Метёлкин, сибирский «УчСиб» — это свежий ветер инновационных идей в сфере образования и издательской деятельности. И похвалил наш регион за то, что он является активным участником мероприятий, связанных с реализацией нацпроекта.

 

— Эта выставка поможет лучше прочувствовать все изменения, которые происходят в образовании, — уверен Дмитрий Метёлкин. — В неё вовлечены все участники образовательного процесса — от школьников и родителей до педагогов, и в этом состоит уникальный опыт вашего региона.

 

Главным событием первого дня стало пленарное заседание «Перспективы развития российской системы образования: мировые стандарты и национальные задачи». Как подчеркнул в своём выступлении министр образования НСО Сергей Федорчук: «Наша главная проблема — это кадры. Мы строим новые школы и детские сады быстрее, чем учим тех, кто будет в них работать». Министр поделился: выпускники новосибирских педагогических вузов и колледжей не хотят ехать работать в деревни — особенно туда, где в одной школе учится по 15—20 человек. И даже жильё, которым готовы обеспечить молодых специалистов главы районов, «не заманивает» молодых педагогов. Вот эту проблему и нужно решать в первую очередь.

 

Многие спикеры рассказывали о «тёмной стороне» современных технологий: развитие интернет-аддикции и нежелание ребёнка контактировать с реальным миром.

Студенты СГУПСа устроили конкурс «Макаронный строитель» и возводили из спагетин башни и мосты.

Директор Института стратегии развития образования РАО Светлана Иванова обозначила ещё одну болевую точку на общем «теле» российского образования — современные дети больше не воспринимают тексты, где нет картинок. Как Алиса из Страны чудес, которая заявляла, что «книжка без картинок — книжка неинтересная».

 

— В результате исследований мы столкнулись с тем, что дети не могут решать тесты по математике и пересказывать некоторые параграфы по гуманитарным предметам, — вводит в курс проблемы Светлана Иванова. — Когда начали изучать проблему, то поняли: они «не видят» тексты, где нет картинок. Понимаете, их мозг устроен так, что они не воспринимают голый текст.

 

Эскперт считает, что это — наследие клипового мышления, когда дети днями сидят на интернет-ресурсах, поглощая «видосики» и скроля ленту новостей с картинками. Есть надежда на родителей, которые своим примером покажут детям, что нужно читать книги, где иногда не бывает картинок. Школы не могут поменять сознание ребёнка, «заставив» его воспринимать «голые» тексты.

Денежное дерево Сибирской академии бизнеса и банковского дела привлекало любителей селфи. Ну, и кончено, ценителей улыбчивой женской красоты.

7 000 посетителей принимал УчСиб каждый день
Дополнительная реальность

Традиционно министерство образования Новосибирской области в рамках «Учебной Сибири» собирает под своим крылом образовательные учреждения региона, предлагая им «себя показать, и людей посмотреть». Выставка достижений «образовательного хозяйства» — важный элемент форума, и в этом году она превратилась в настоящую ярмарку талантов, умноженную на научные инновации. Более ста экспозиционных стендов — вузы, колледжи, школы, учреж­дения дошкольного образования, издательские дома, компании, занимающиеся поставкой школьного оборудования, керамисты и мастера хэнд-мейда. Выставочная жизнь бурлила с 10 утра до самого вечера, не снижая своей активности. Каждый стенд — это настоящий микромир, где можно познакомиться с тенденциями, надеждами и устремлениями в будущее, подкреплёнными научной мыслью.

Заместитель губернатора Сергей и Нелюбов и заместитель председателя комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Оксана Марченко знакомятся с экспозицией.

 

Новосибирский технологический институт (ранее филиал Института лёгкой промышленности) предлагал каждому участнику форума почувствовать себя «зайцевым-юдашкиным» и нарисовать эскиз из серии «коллекция будущего». А студенты Сибирского университета водного транспорта рассказывали о романтике кораблестроения и приглашали спасти утопающего, сделав ему искусственное дыхание, отработав приёмы на специальной кукле-тренажёре.

 

Сотрудники Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования привезли на выставку проект «Медийные и электронные технологии в образовании» — «живую газету», как в киноромане о Гарри Поттере. Наводишь камеру смартфона на обычную фотографию в распечатанной листовке — и через несколько секунд она оживает кинокадрами, рассказывая свою историю.

 

— Программу, которая скачивается на смартфон, разработали наши специалисты, — рассказывает начальник отдела медийных и электронных проектов Елена Владимирова. — Молодёжь сейчас не любит читать, вот им наши живые проекты в помощь. В своём регионе мы запустили игру-викторину «Земляки», где оживают наши знаменитости, например, писатель Василий Шукшин.

Будущие мастера креатива из Новосибирского колледжа парикмахерского дела соревнуются в мастерстве укладки вечерних причёсок. Кудри, всё-таки, рулят.

Настоящий «детский сад» не утихал до закрытия выставки напротив стенда Новосибирского колледжа электроники и вычислительной техники, где разыгрывалось шоу роботов. А экспозиция Новосибирского промышленного энергетического колледжа вмещала в себя не только информационные стенды, но и «кресло» дополнительной реальности, где каждый желающий мог побродить по любой термоядерной станции и выполнить пару жизнесберегающих заданий.

 

— Мы практикуем виртуальное обучение среди наших студентов, — говорит педагог-организатор Любовь Сухореброва. — Это очень удобно и им нравится. Вы надеваете очки виртуальной реальности и попадаете на станцию, где вам предлагается действовать в условиях сигнала тревоги. И навыки отрабатываются, и игра увлекает.

 

В рамках форума работала презентационная площадка «Парк образовательных технологий», на которой преподаватели НГПУ провели яркие мастер-классы.

К юным мастерам Новосибирского колледжа парикмахерского искусства до самого вечера не иссякала очередь: дамы и барышни желали креативных причёсок, свежего мейк-апа и весеннего настроения. Как рассказала мастер Светлана, в этом году больше не актуальны тугие кудри — их нужно поменять на энергичную растрёпанность. Кстати, парикмахерский колледж принял участие в Олимпиаде профессионального мастерства, которую организовало в рамках форума министерство образования НСО вместе со студентами Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина, Новосибирского авиастроительного лицея и Колыванского аграрного колледжа. Будущие парикмахеры упражнялись в модных тенденциях вечерних причёсок, технари расписывали и грунтовали поверхности, авиастроители чертили корпуса самолётов, а аграрии катались на виртуальном тренажёре «Трактор».

На три дня павильон Экспоцентра превратился в большую мастерскую.

Состоялось подписание соглашений между министерством образования Новосибирской области и Хэйлунцзянской корпорацией образования «Лунмэй» (Китайская Народная Республика) о сотрудничестве в сфере образования.

Студент Дмитрий из Сибирского государственного университета путей сообщения знакомил участников форума с работой диспетчера сортировочной станции — с помощью виртуального тренажёра.

 

— Мы должны уметь выполнять и ручную работу, — поделился молодой человек. — К примеру, мы вручную сортируем составы на станциях вроде «Инской». Оперативность и человеческий фактор никакой компьютер не рассчитает.

 

Самый вкусный стенд был у Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева, где студенты угощали публику крио-мороженным, ледяным поп-корном и пломбиром из сибирской ягоды, замороженным в жидком азоте. Рядом со сладким прилавком соседствовали баночки с дождевыми червями и речными креветками — эти милейшие создания использовались будущими технологами в роли несчастных подопытных.

Менделеев наше всё!

— Мы придумали, как с помощью этих биологических организмов проверять воду на чистоту, — рассказали ребята. — Всё очень просто. Если вода загрязнённая, они в ней дохнут.

 

Свою творческую мысль, которую можно воплотить и даже монетизировать, представили на выставке школы, лицеи и дошкольные учреждения. В школе №179 мастерят необычные светильники в виде плоских зверюшек, а в лицее №200 уже поставили на «промышленные рельсы» модный хэнд-мейд: деревянные значки, ежедневники в необычных обложках, мягкие игрушки. Как рассказала педагог Марина Коробкина, почти всю продукцию раскупили за считанные часы. А детский сад №411 из Маслянинского района привёз на выставку свой необычный проект «Сибирские пимокаты» — пространство-выгородку, где представлен весь технологический процесс создания «валенок». Специальная коррекционная школа №107 продемонстрировала подделки своих учеников — фигурное мыло, счётный материал в виде ёжиков и прочие яркие работы. Одним словом, можно было бродить по выставке часами, восторгаясь талантами, которые живут и творят рядом с нами.

Волшебники из Новосибирского химико-технологического колледжа колдуют над крио-вкусняшками.

Травли — нет

Деловая часть выставки «Учебная Сибирь-2019» — это три дня насыщенной работы различных круглых столов, семинаров, лекций и заседаний по самым острым темам, лежащим в плоскости российского образования. Одним из самых ярких событий стал семинар «Буллинг в коллективе: почему это происходит и как противодействовать?», организованный отделом молодёжной политики министерства образования НСО.

Выставка показала: у школьников НСО есть возможность получить инженерные специальности по многим направлениям.

— Язык вражды, а также идеи борьбы с ним — тема острая и больная, — считает заместитель начальника отдела молодёжной политики минобора НСО Михаил Бортников. — Мы пригласили спикеров, которые интересно и на конкретных примерах могут поделиться с вами своим опытом.

 

Руководитель антибуллинговой программы «Травли.NET» Мария Свир рассказала, как они вместе с известным психологом-педагогом Людмилой Петрановской пришли в ужас от статистики: в российских школах каждый третий ребёнок становится участником травли — жертвой, агрессором или наблюдателем. И поспешили аккумулировать свой педагогический опыт, чтобы прийти в школы с антибуллинговой программой, которая включает в себя даже курсы по детской самообороне. Потому что, кроме всех этих «психологических изысков», нужно учить детей и отстаивать свои личные границы — держать спину прямо, не бояться смотреть обидчику в глаза, а иногда и дать тумаков.

 

— Родители и школа зачастую не могут отличить травлю от конфликта, — вводит в курс дела спикер. — Конфликт — это когда «поругались-обиделись-помирились», он закаляет характер, учит ребёнка самому решать проблемы и не требует вмешательства взрослых. Травля — это систематическое унижение ребёнка, и эту проблему он никогда не решит без вашего участия. Или решит — с помощью суицида. А у нас как происходит? Ребёнок рассказывает, что над ним смеются в классе, прячут вещи, пинают, дёргают за волосы. Стандартный ответ родителей: нужно постоять за себя, решай свои проблемы сам. Учителю вообще не до того — он загружен текущей работой. В обществе бытует мнение, что ребёнок сам должен выбираться из травли. Считается, что это укрепит его внутренний стержень, закалит характер. Уверяю — это нет так. Он будет всю жизнь нести в себе психофизическую травму.

Большой олимпийский хакатон: в чём сила брат? В науке, конечно!

Мария Свир считает, что учитель часто выступает и инициатором буллинга — особенно в младших классах, где для детей педагоги ещё в авторитете. Все эти выражения «Петров, ты опять спишь на уроке!» или «Иванов, ты задерживаешь весь класс!» приводят к тому, что дети неправильно считывают информацию и начинают гнобить «не таких» одноклассников. И в начальных классах учитель может остановить буллинг всего лишь парой одобряющих жертву фраз.

 

Педагог-психолог поделилась опытом: дети хорошо воспринимают мультфильмы с антибуллинговым сюжетом — их можно показывать в начальных и средних классах. Собственно, «Травли.NET» такие мультики и ролики предоставляют всем желающим. Вообще, у программы много находок, и познакомиться с ними может любой желающий на сайте https://травлинет.рф — заходите, смотрите, перенимайте опыт и помните главное: травлю остановит неравнодушный.

Дети нынче «пошли не те» - с малолетства к науке тянутся.

— Меня иногда спрашивают, как законодательно можно запретить травлю в школах? — продолжает Мария. — Считается, что это невозможно. А я считаю, что возможно. Есть очень успешные примеры в скандинавских странах, в Канаде, в Америке, в Казахстане, между прочим. Там в каждой школе есть антибуллинговый манифест — свод правил: что можно делать, а что нельзя. К примеру, в Англии если тебя застали за вербальным буллингом — ты кого-то обзывал, смеялся, — то тебя исключают из спортивных состязаний. А для английского школьника быть исключённым из спортивной команды — позорище.

 

Педагог-психолог Елена Аникина поделилась новосибирским опытом противостояния буллингу, рассказав о большой работе регионального форума «PROрегион» в прошлом году, где досконально изучался язык вражды. «Все ждут повторения этой школы, и мы надеемся, что отдел молодёжной политики правительства НСО продолжит работу в этом направлении», — заключила она.

Роботы захватили выставку!

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up