26.05.17

ОАО «Новосибирскэнергосбыт»: пять лет лидерства в России

БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ О том, каких усилий стоит лидерство в общероссийском рейтинге энергосбытовых компаний, как оно зависит от платёжной дисциплины и какую роль в работе предприятия играют инновации, мы поговорили с генеральным директором ОАО «Новосибирскэнергосбыт», Заслуженным энергетиком РФ Татьяной ПОДЧАСОВОЙ.

19 мая в Москве на Годовом общем собрании членов Ассоциации «Некоммерческое Партнёрство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко и председатель правления ассоциации Максим Быстров вручили генеральному директору ОАО «Новосибирскэнергосбыт» Татьяне Подчасовой грамоту «За 1-е место в рейтинге «Сбытовые компании: эффективность на рынке» по итогам 2016 года». Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко также отметил предприятие как самое активное из членов ассоциации по подаче предложений по изменению законодательства в целях устранения имеющихся противоречий, повышения эффективности работы отрасли.

 

— Татьяна Николаевна, ваше предприятие на протяжении нескольких лет становится лучшей энергосбытовой компанией, и в этом году вы снова стали первыми в России?

 

— Да, действительно, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» возглавляет рейтинг «Сбытовые компании: эффективность на рынке» на протяжении 5 лет. Данный рейтинг, безусловно, считается одним из самых авторитетных в отрасли, в нём учитываются показатели более чем ста энергосбытовых компаний России, а Ассоциация «НП Совет рынка» является основой всей коммерческой инфраструктуры рынка электроэнергии.

 

При формировании рейтинга оценка сбытовых компаний осуществляется с использованием прозрачной методики по нескольким критериям: исполнение компанией обязательств по расчётам на оптовом рынке, показатели финансовой устойчивости, уровня конфликтности и эффективной работы с клиентами. Стабильное лидерство предприятия в рейтинге подтверждает, что ОАО «Новосибирскэнергосбыт» является одновременно надёжным и эффективным поставщиком электроэнергии.

 

— В чём заключается основная деятельность вашей компании, и как в непростых экономических условиях вам удаётся достигать такого высокого результата в работе?

 

— Сегодня ОАО «Новосибирскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Новосибирской области и обязано заключить договор на поставку электроэнергии с любым обратившимся потребителем, расположенным на территории области. Предприятие обеспечивает надёжное электроснабжение более миллиона потребителей физических лиц и около 30 тысяч юридических лиц, организуя систему отношений с производителями электрической энергии, сетевыми и инфраструктурными организациями.

 

Добиваться поставленных целей нам помогают не только 80-летний опыт работы в отрасли, но и ценности, которых придерживается весь коллектив. Это профессионализм, постоянное совершенствование своей работы, внимательное отношение к вопросам наших клиентов и поиск оптимальных решений всех возникающих проблем.

 

— Не секрет, в последнее время в стране происходит существенный рост дебиторской задолженности за электроэнергию, в некоторых регионах ситуация просто катастрофическая. Как удаётся сохранять стабильность на территории Новосибирской области?

 

— Да, в целом по стране сохраняется достаточно высокий объём дебиторской задолженности. Несмотря на предпринятые федеральным правительством меры, мы видим здесь тяжёлую картину, особенно запущенной является ситуация в сфере ЖКХ: происходит регулярное банкротство компаний-однодневок. На их место приходят другие — с похожим названием и тем же самым руководством. А долги, накопленные такими компаниями, превращаются в убытки энергоснабжающих организаций. У нас подобные ситуации, конечно, тоже случаются, но крайне редко — это скорее исключение из правил.

 

Непростая ситуация и с задолженностью организаций бюджетной сферы, особенно финансируемых из средств федерального бюджета. Понятно, что платёжная дисциплина таких потребителей впрямую зависит от состояния бюджетов соответствующих уровней.

 

На этом фоне Новосибирская область не просто отличается от остальных регионов, а имеет лучшие показатели в стране по платёжной дисциплине. По итогам 2016 года наша область сохранила первое место в рейтингах Ассоциации «НП Совет рынка» «Платёжная дисциплина на розничном рынке электроэнергии» и по итогам рейтинга «Платёжная дисциплина бюджетных потребителей в субъектах РФ», которые формируются среди всех регионов России.

 

Такой исключительной ситуации удаётся достигать только благодаря совместной работе ОАО «Новосибирскэнергосбыт», большинства потребителей и органов власти. В этот сложный период мы не допустили значительного роста неплатежей, обеспечили своевременные оплаты производителям электроэнергии и сетевым организациям. В частности, при взаимодействии с губернатором и правительством Новосибирской области удаётся вырабатывать совместные решения, направленные на своевременную оплату электроэнергии потребителями, финансируемыми из средств местного и областного бюджетов, предприятий ЖКХ.

 

— Расскажите, какие сложности и проблемы есть в работе у гарантирующего поставщика?

 

— Для обеспечения наших потребителей электроэнергией гарантирующий поставщик решает множество вопросов. Прежде всего, это работа по покупке электроэнергии на оптовом рынке. Но самая большая организационная работа — это обеспечение своевременных расчётов клиентов за электроэнергию, ведь именно от её результатов зависит объём кассовых разрывов между покупкой и продажей, а значит, и объём привлекаемых кредитов. Кроме того, мы ведём активную совместную работу с сетевой компанией по формированию полезного отпуска, выявлению безучётного потребления, восстановлению качества электроэнергии.


При этом в условиях постоянно меняющегося законодательства мы вынуждены оперативно подстраиваться под новые условия функционирования. Например, в 2016 году ужесточилось законодательство в части оплаты услуг сетевых организаций: теперь мы оплачиваем их услуги намного раньше, кроме того, выросла и пеня за просрочку. Это накладывает дополнительные требования на нашу работу: ещё более важно своевременно получать оплаты от потребителей, за отпущенную им электроэнергию.

 

Но, несмотря на ужесточение требований к своевременности наших расчетов с поставщиками и сетевой организацией, мы продолжаем индивидуально работать с нашими клиентами. Если у потребителя возникает проблема по оплате, мы всегда стараемся урегулировать взаимоотношения с ним, не пользуясь своим законным правом отключения за неуплату. Индикатором наших отношений с клиентом выступает взаимная порядочность: стремление обеих сторон наиболее полно выполнить свои обязательства по договору энергоснабжения.


— Какая динамика цен на электроэнергию отмечается в этом году? Чего ждать потребителям?


— В первом квартале 2017 года рост цен на электроэнергию для юридических лиц был незначительным. В среднем он составил 4 процента. Для сравнения: в первом квартале 2016 года цена выросла на 17 процентов. Ситуация на рынке электроэнергии остается трудно предсказуемой. По прогнозам федерального правительства, цена в 2017 году возрастёт на 6 процентов.

 

В соответствии с законодательством, тариф для населения возрастёт с 1 июля 2017 года на 2,8 процента, это ниже уровня существующей инфляции.

 

При этом отмечу, что порядок определения конечных цен на электроэнергию жестко регламентирован законодательством. Нерегулируемая цена для потребителей — юридических лиц состоит из цены производителей электроэнергии на оптовом рынке, тарифа на услуги по передаче, тарифа на услуги гарантирующего поставщика, тарифа на услуги инфраструктурных организаций оптового рынка. Закупочная цена оптового рынка ежемесячно определяется специализированный организацией ОАО «Администратор торговой системы», а другие составляющие устанавливаются государственными органами тарифного регулирования.

 

Важно отметить, что доля услуг ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в конечной цене на электроэнергию для крупных потребителей составляет менее 2 процентов. В целом для юридических лиц наша сбытовая надбавка является одной из самых низких в стране, что является следствием нашей глубокой работы по оптимизации затрат и автоматизации обслуживания.

 

— Автоматизации обслуживания?

 

— Да, обслуживая более миллиона клиентов, вопросы автоматизации и применения современных технологий выходят на первый план. Для повышения уровня обслуживания в компании внедряются система управления взаимоотношениями с клиентами и система управления бизнес-процессами. Такие системы, используются в ведущих компаниях мира, но, к сожалению, в России среди энергоснабжающих организаций они ещё большая редкость.

 

— 2017 год в компании объявлен Годом инноваций. Сбыт электроэнергии — разве это высокотехнологичная сфера?

 

— Мы стремимся не просто «заниматься сбытом», сегодня мы становимся по-настоящему сервисной компанией. Это подразумевает активную диверсификацию нашей деятельности. Предприятие уже оказывает более 100 видов услуг. При этом услуги не являются какой-то побочной деятельностью для нас, они занимают существенную долю в маржинальной прибыли.

 

И особый акцент мы делаем именно на разработки в области программного обеспечения. Компанией были разработаны для собственных нужд программные комплексы, нацеленные на решение задач по проведению расчётов за услуги, а также организации приёма платежей. Но нам удалось создать достаточно универсальные продукты, которые активно приобретаются у нас и используются другими поставщиками.

 

Например, расчётный комплекс «Сирена Export Edition» — программный комплекс, разработанный по передовым информационным технологиям. В нём предусмотрены все необходимые инструменты для эффективного ведения расчётов за любые жилищные и коммунальные услуги: потребление электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды, газоснабжения, содержания жилья, лифтов, вывоза ТБО и ЖБО, оплата капитального ремонта, а также взыскание дебиторской задолженности.

 

Таким образом, сегодня роль гарантирующего поставщика не ограничивается электроснабжением потребителей, компания оказывает полный спектр услуг в сфере энергоснабжения и смежных областях, гарантируя высокое качество своих услуг.

 

В заключение хочется отметить, что электроэнергетика является одной из стратегических, жизнеобеспечивающих отраслей нашей экономики. И первое место в общероссийских рейтингах и компании, и Новосибирской области – это не просто почетная награда, это показатель налаженной работы всех участников рынка электроэнергетики и особого внимания к этой отрасли со стороны органов власти. *

 

 

СПРАВКА
ОАО «Новосибирскэнергосбыт» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Новосибирской области.

Компания обслуживает около 30 тысяч клиентов среди юридических лиц и более 1 миллиона абонентов — физических лиц.

Предприятие входит в число 4 компаний НСО рейтинга «Крупнейших компаний России», составляемом РБК.

 


ЦИФРА
42 млрд рублей составила общая валовая выручка ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в 2016 году.

 

«Принцип работы нашего предприятия — предложить клиентам удобные сервисы. Время — это ценный ресурс, и мы стараемся помочь нашим клиентам экономить не только деньги, но и время. Для этого мы внедрили биллинг, электронный документооборот, постоянно совершенствуем бесплатные электронные сервисы: сайт, интернет-приложения, мобильные приложения. В организации успешно функционируют контактные центры для населения и юридических лиц. В принципе, у нас сделано все, чтобы клиенту не было нужды посещать офисы компании».

 


СЕРВИС

Систему платежей и переводов «Сфера энергии» в настоящее время используют более 90 поставщиков услуг и более 350 организаций, осуществляющих приём денежных средств от населения в Новосибирской, Томской, Омской областях, Забайкальском крае, Республике Бурятии. Эта система позволяет проводить эффективный информационный обмен между пунктом приёма платежей и биллинговой системой поставщика. Система обеспечивает необходимые сценарии приёма платежей для поставщиков услуг, предоставляет удобные и информативные интерфейсы сборщикам платежей. Возможен приём абсолютно любых услуг: коммунальные, жилищные, связь (мобильная), ТВ, электронные кошельки, кредиты, детские сады и т. д.

back

Новости  [Архив новостей]

up