О чём «посылка»?
Современные тексты, необычные площадки, спектакль-променад и постановка на ощупь — новосибирские театры всё чаще предлагают зрителю стать частью действа
Спектакль «Серёжа очень тупой» в театре «Старый дом».
Постановка «Серёжа очень тупой» в театре «Старый дом» интриговала не только своим названием. Зрителям предлагалось поучаствовать в читке пьесы, затем последовало приглашение на встречу с постановщиком — молодым режиссёром Никитой Бетехтиным, выпускником ГИТИСа и магистратуры школы-студии МХАТ, ныне режиссёром Красноярского ТЮЗа. Наконец, была объявлена открытая репетиция и пресс-конференция, на которую мог прийти любой желающий. Стоило только зарегистрироваться, вход был свободным. 11 ноября, в один из дней премьеры, к которой так готовили зрителя, после спектакля в рамках проекта «Автор среди нас» состоялась встреча с драматургом Дмитрием Даниловым. Московский писатель и поэт, регулярно публикующийся на страницах журнала «Новый мир», обратился к драматургии не так давно, но уже признан экспертным советом премии «Золотая Маска» лучшим драматургом сезона 2016/2017. Успех пришёл к нему как к драматургу с пьесой «Человек из Подольска». В отличие от прозы пьесы Данилова — смесь реального с абсурдным, и в этом пространстве театральному режиссёру есть, как говорится, где развернуться.
Пьеса «Серёжа очень тупой» — одна из самых популярных пьес нынешнего сезона в российских театрах. Сюжет может показаться простым: молодому программисту Серёже (Тимофей Мамлин) неожиданно приходит посылка, её приносят три курьера (Анатолий Григорьев, Леонид Иванов, Виталий Саянок), дальше обыденная жизнь превращается в абсурд — курьеры не уходят, посылку не отдают и ведут себя весьма странно… В жизнь рационального Серёжи входит хаос необъяснимого, он теряется, обстоятельства делают его «тупым». Нечто подобное испытывает и зритель, пытаясь разгадать ребус-пьесу.
В режиссёрском прочтении это «пьеса обо всех нас», а ещё про безопасность, которая может быть нарушена в любой момент. Вторжением извне, навязчивыми услугами, негласным контролем или давлением неких структур. Серёжа, по мнению жены Маши (Валентина Ворошилова, Наталья Пивнева), пугается того, что не представляет опасности, и не боится того, что действительно опасно. Но отчего так пугается сама Маша, когда видит вручённую наконец посылку? Что за послание содержит в себе бережно извлекаемая коробочка? И почему Маша так настойчиво советует мужу вынести её из дома и вымыть руки? Дмитрий Данилов, посмотрев спектакль «Старого дома», был удивлён такой реакцией героини, хотя, по его же словам, человеку «приходится иметь дело с иррациональным и как-то на него реагировать, от этого может зависеть вся дальнейшая жизнь или её прекращение».
Серёжа, после всего, что с ним случилось, возвращается к своей обыденной жизни. Возможно, он стал другим, что-то повернулось в его представлении о мире, но отчего-то не оставляет ощущение, что нечто важное в своей жизни он уже упустил. Или нет?
Следующий показ спектакля состоится 25 ноября.
Новую форму — спектакль-променад «Время ожидания истекло» представил «Первый театр». Сценой стал весь лофт-парк «Подземка», войти в него предлагалось между пирамидками на аллее Красного проспекта. Далее по подземному арт-кварталу зрителей водили девушки-проводники. Действие разворачивалось на разных локациях с разными сюжетами, от сцены вызова рабочего на разбор к начальству до встречи с «инфернальными коллекторами», в итоге зрители оказались на балконе концертного зала. Над спектаклем работала питерская команда во главе с режиссёром-постановщикаом Алексеем Забегиным. «Время ожидания истекло» — пьеса Владимира Антипова, написанная специально для спектакля в Новосибирске, парафраз известной пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо».
«Темы спектакля взяты автором текста из современной российской жизни, персонажи тоже сошли не с книжных страниц, а скорее с экранов телевизоров и компьютеров или пришли с улицы, — пишет в новосибирском театральном журнале «Около» критик Яна Глембоцкая. — Даже если это фейковые “девы”, приглашённые на брачный пир в незапамятной античности, они всё равно не книжные, а живые. Спектакль беспокоит, он многословен, смел, не боится бить по больному, но в то же время в нём есть воздух: юмор и сострадание к человеку…». Следующие показы состоятся 3-4 декабря.
В этом году «Первому театру» исполнилось 10 лет, он был создан в год первого выпуска театрального института. Поддержку театру оказывает областное министерство культуры, будем надеяться, что сцена для театра, которую обустраивают в ККЦ «Евразия», в юбилейный сезон наконец откроется. Оба театра — и «Старый дом», и «Первый театр» — финансируются за счёт средств государственной программы «Культура Новосибирской области».
Готов к экспериментам и театр кукол «Пилигримы»: на днях в гостиной Дома актёров прошла премьера иммерсивного спектакля «Невидимый слон» — при поддержке министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей. Авторы идеи, Владимир и Елена Кузнецовы, нашли универсальный ключ от той двери, что ведёт в детство и радостно распахивают её для каждого желающего. «Невидимый слон» — это пронзительный рассказ маленькой, лишённой зрения, девочки, которая видит с помощью звуков, запахов и прикосновений. Это погружение в мир ребёнка, когда слоны были большие, в мамином шкафу жил лес из душистых платьев, а звук закипающего чайника говорил о том, что настало утро, а значит, впереди много открытий. Трогательная история любви к миру, заботы и дружбы, которую может прожить каждый зритель при одном условии, — перед спектаклем нужно надеть на глаза смешную повязку и не пытаться подсматривать за актёрами. Когда ты лишаешься «привычного» зрения, мир наполняется шорохами и необычными запахами, пальто зелёного цвета превращается в яблочное, потому что мама сказала: «зелёный цвет — это как яблоко», — а яблоко вкусное и громко хрустит. И ты слышишь, как хрустит это яблоко, потому что вокруг тебя происходит невидимая театральная фантасмагория: актёры топают большими слонами, льют воду на зонтик, прикасаются к тебе пушистой метёлкой, варят кофе, разбрызгивают духи и поют колыбельные, укутывая тебя лично мягким одеялом. И мир вновь становится большим — как в детстве.
— Мы хотели, чтобы у зрителя не возникало чувство жалости к этой девочке, — говорит Владимир Кузнецов. — Мы привыкли «пользоваться» только привычным зрением и совсем забываем, что видеть можно и другими органами чувств. И мир этой маленькой девочки наполнен жизнью ничуть не меньше, чем наш. А может быть, и больше. Думаем, наш спектакль будет интересен не только слабовидящим детям, но и взрослым людям.
Курьеры — Леонид Иванов, Анатолий Григорьев и Виталий Саянок.
Марина ШАБАНОВА и Наталия ДМИТРИЕВА|
Фото Виктора ДМИТРИЕВА