29.11.18

Новый герой

На Х Всероссийском литературном фестивале «Белое пятно» говорили о детской литературе, современных персонажах и ожиданиях подростков

 

Фестиваль «Краски» в Центральном парке Новосибирска.

Когда всё зыбко

Встречи с писателями, презентации новых книг и мастер-классы для желающих писать — программа фестиваля «Белое пятно» в Новосибирской областной научной библиотеке была насыщенной. Поддержка фестиваля, которую из года в год оказывает министерство культуры Новосибирской области, — прекрасный пример того, как развивать литературный процесс в регионе и поддерживать читательский интерес. На круглом столе лофт-музее «Книжный шкаф» речь шла о новой генерации писателей и художников детской книги, идеях и героях литературы для подростков. В дискуссии приняли участие детская поэтесса из Арзамаса Галина Дядина и московский писатель, автор книг для подростков Алексей Олейников.

 

В лофт-музее «Книжный шкаф» Новосибирской областной научной библиотеки.

 

Вела круглый стол эксперт детской книги, заведующая сектором Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Степанова. По её словам, это второй круглый стол из цикла, задуманного Центром исследований детской книги Института русской литературы (Пушкинского дома) в Петербурге. Первый круглый стол прошёл на Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге в мае этого года с участием Артура Геваргизова, Сергея Махотина, Михаила Яснова и других.

 

Эксперт детской книги, заведующая сектором Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Степанова.

 

— Писатель детский, по определению Радия Петровича Погодина, являет образ будущего ребёнка. По сути, детские писатели — предсказатели будущего. Сам Радий Петрович в 1978 году написал и издал «Книжку про Гришку», которая рассказывает о душе ребёнка. Она вызвала такой резонанс, что в Доме детской книги в Москве собрали специальное собрание писателей и критиков, чтобы объявить эту книжку вредной, потому что она путает ребёнка, — рассказывает Людмила Валентиновна. — И вот, когда сейчас родители читают её детям, они понимают, что книжка обращена и к нынешнему времени, в этом прозорливость писателя. В ХХ веке в детской литературе были великолепные имена и восхождения — Сергей Вольф, Валерий Попов, Виктор Голявкин, Николай Сладков, Юрий Коваль… И сейчас мы переживаем такой же пик, возникла новая генерация писателей. Они свободны, широко образованны. Их объединяет особая поэтика — новые жанры, стилистические, очень тонкие явления, которые создают совершенно иной пласт языка.

 

Что могут сказать авторы современной детской и подростковой литературы о своём герое? Алексей Олейников родился в 1979 году в Москве, детство провёл в Ставропольском крае, именно детские впечатления легли в основу его первой книги «Велькино детство», получившей премию «За литературный дебют» 2009 года. Учился в Московском авиационном институте (МАИ), окончил Литературный институт им. Горького. Автор цикла книг в жанре фэнтези «Дженни Далфин и Скрытые земли». Лауреат премий «Новая детская книга» (2011) и имени Владислава Крапивина (2013).

 

Алексей Олейников, автор книг для подростков.

 

— Я работаю в школе учителем литературы и русского языка уже пятый год. Дело это нервное, но чрезвычайно интересное. У меня довольно странная эволюция в творчестве: я сначала писал фэнтези, потом стихи, а сейчас пишу всякие стихотворные штуки. У меня нет прямого прототипа. У кого-то берёшь манеру говорить, у кого-то — внешность, у кого-то — его проблемы или боль, — делится приёмами своей творческой лаборатории Алексей Олейников. — Мой герой — тот, кто живёт рядом с нами, это человек со всеми его радостями, бедами, косяками и успехами. Не важно, сколько ему лет, я не могу сказать, что это ребёнок. Потому что ребёнок — это тот, кто ещё не научился ходить, но как только он начинает ходить самостоятельно, раздвигать мир вокруг себя, — это уже не ребёнок, а человек. Пусть он ещё не совсем вырос, будем честны, некоторые и в 50 лет, и позже не в полной мере выросли. Человек — это постоянное становление, в каждом возрасте это становление происходит по-разному. Мне интересен этот переломный момент — от 12 до 16 лет, — когда всё очень зыбко, всё в человеке растёт, он сам себя не понимает, и его не понимают, и он не понимает своё тело, не понимает свою душу. Вот этот момент трансформации и роста ужасно интересен. Мой герой живёт прямо сейчас, он не знает, что сказать, он запинается, но всё равно идёт. Куда он идёт — я сам часто не знаю, и этому человеку нередко бывает больно. Из того, что я пишу сейчас, этой концепции более всего отвечает девочка Соня, семиклассница, книжка о ней выйдет в будущем году.

В поисках любви

Галина Дядина — ровесница Алексея Олейникова. Автор книг «Воздушные змеи», «Три подушки», «Если я во сне летаю», «Пуговичный городок», «Книжка в тельняшке (морская азбука)» и других. В соавторстве с Андреем Усачёвым выпустила сборники стихов «Звёздная книга», «Музыкальное дерево», «В Эрмитаж пришёл поэт», «Прогулки по Эрмитажу» и «Английская каша». Лауреат премии Самуила Маршака в номинации «Дебют» издательства «ДЕТГИЗ» и премии Корнея Чуковского. В этом году в свет вышли книжки «Вот иду я в шубе» с замечательными иллюстрациями Татьяны Шахуро и «Я любуюсь человеком».

 

Автор сборников стихов для детей Галина Дядина.

 

— Я пишу стихи, поэтому герой у меня лирический, — говорит Галина. — Мне кажется, что я пишу о себе, когда со мной что-то случается или я что-то увидела. Иногда стихотворения для меня становятся размышлением над переживанием, поиском какого-то решения — серьёзного, взрослого, но я их переворачиваю и превращаю в упрощённый вариант. И оказывается, это очень хороший способ переживать что-то серьёзное и находить простой ответ. Мой лирический герой — один из всех, и он разный. Может быть слабым, но пытается быть сильным; может быть злым, но хочет быть добрым; может быть некрасивым, а мечтает быть красивым. Человек, который причинил кому-то боль и хочет это исправить. Он сомневающийся, пытающийся пересмотреть что-то, изменить в лучшую сторону. Он всё время в поисках любви, ответной и безответной, в поисках красоты там, где она видна, или её нужно увидеть, или создать. Я ищу этого героя и в книгах коллег, своих ровесников. Читаю книжки детских поэтов — Насти Орловой, Юлии Симбирской. У каждой из них я учусь, и при этом пишу по-своему, потому что невозможно жить по чужому. Мы все делаем одно и то же дело, но по-разному.

Своя версия Вселенной

Вдохновляли ли авторов на написание книг их собственные дети? Этот вопрос задала читательница, постоянный гость «Белого пятна». Галина Дядина призналась, что стремление к чтению и написанию стихов испытывала с детства. Когда родилась дочка — а было это 17 лет назад, — она стала заново открывать детские книжки, вернулась в мир собственного детства. И возникло желание попробовать писать детские стихи. Начинала из желания поиграть, но стеснялась читать дочери свои стихи, пока не заигралась и не увлеклась всерьёз. «Сын у меня другой. Он не очень любит читать, но мы всё равно с ним садимся за книжки и открываем какой-то другой мир. И нам с ним очень интересно», — признаётся Галина Дядина.

 

Два сына Алексея Олейникова младше его литературного героя. Он часто сочиняет своим детям истории и сказки, но не записывает их: «Это такое семейное словотворчество, в котором все мы постоянно пребываем».

 

Отличительная черта современных детских писателей — это то, что они создают мир заново, свой мир. И это очень перекликается с тем, чего от них ждут подростки. Черты этого нового героя Людмила Степанова описала по результатам исследования, в котором приняли участие 30 питерских подростков 14—16 лет.

 

— Итак, портрет нового героя. В первую очередь ему свойственно новое отношение ко времени. Подростки хотят менять это время, и герой, который им нравится, живёт в своём времени. В качестве примера они назвали героев Рене Белсвига «Простодурсен» и антиутопии «Дающий» Лоис Лоури, я бы добавила книгу Аси Кравченко «Вселенная. Новая версия», герой которой решил пересоздать Вселенную. Вторая черта нового героя, с точки зрения подростков, — у него должна быть история, ни кем-то рассказанная, а его собственная. В качестве примера они привели «Историю старой квартиры» писательницы Александры Литвиной и художницы Анны Десницкой — своего рода каталог старых вещей, когда через предмет, через воспоминание у человека возникает собственная история, — говорит Людмила Валентиновна. — Третья черта героя — собственный взгляд на мир, это когда герой своими мыслями влияет на этот мир или имеет свой взгляд, либо подтверждающий, либо отрицающий этот мир. И здесь примерами могут быть «Мороженое в вафельном стаканчике» Марии Ботевой, герои книг Нины Дашевской, Евгения Рудашевского, Эдуарда Веркина, Аси Петровой, Дарьи Доцук. Наконец, последнее качество — независимость в сохранении истины. Подростки понимают ценности, которые были до них; они могут сравнивать их с тем, что видят сейчас; но при этом, как говорила Галина Дядина, они не могут «жить по чужому». Они хотят быть собой.

 

Хорошим ориентиром в литературе для детей и подростков может послужить иллюстрированный каталог «Сто лучших новых книг для детей и подростков» на сайте Центральной детской библиотеки им. А. П. Гайдара gaidarovka.ru, он обновляется каждый год и имеет рекомендации по возрасту. Ежегодно формируется топ-10 книг под знаком «Нравится детям Ленинградской области», его также можно найти в интернете. Издательство «Розовый жираф» публикует западные бестселлеры для подростков. Об отечественной детской литературе рассказывает интернет-журнал «Переплёт», здесь можно найти видео-интервью Алексея Олейникова с российскими авторами. Узнать, что думают о книгах сами дети и подростки, почитать их рецензии, предлагает такой замечательный ресурс, как «Папмамбук». Мы же советуем при выборе книг руководствоваться уникальным списком «Сто лучших книг для детей и подростков», который по просьбе родителей-читателей нашей газеты составила эксперт «Ведомостей», член детской редакции интернет-журнала «Папмамбук» Варвара Петрова. Он размещён на сайте «Ведомостей». 

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up