24.10.19

Ни достроить, ни списать

Более 600 строек, в которые были вложены бюджетные средства, остаются незавершёнными

На заседании бюджетного комитета.

Один из самых резонансных отчётов Контрольно-счётной палаты Новосибирской области рассмотрели на заседаниях комитетов заксобрания. Аудиторы рассказали о результатах проверки эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование незавершённых объектов капитального строительства.

 

Отчёт, представленный аудитором КСП Валерием Алёхиным, составлен по результатам инвентаризации таких объектов, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней. Установлено, что на 1 января 2019 года оставался не завершён 671 объект государственной и муниципальной собственности. Их общая сметная стоимость составила 111,2 млрд рублей, уже понесённые расходы — 23,8 млрд, для завершения начатого строительства необходимо ещё 87,5 млрд рублей. Максимальная доля «незавершёнки» приходится на сферы жилищно-коммунального хозяйства (62,9%), на жилищное строительство (13,7%), на транспортную инфраструктуру (13%), на здравоохранение (8,9%).

 

Из незавершённых объектов в собственности Новосибирской области находятся 148, их сметная стоимость — 91,3 млрд рублей. Основная часть находится на учёте областных минстроя (99 объектов), минтранса (21 объект), минздрава (15 объектов).

 

В собственности муниципальных образований находится 523 объекта сметной стоимостью 19,9 млрд рублей. Наибольшее количество — у Новосибирска (162), Новосибирского района (40), Татарского района (30).

 

Согласно отчёту, по 30 объектам строительные работы приостановлены более чем на шесть месяцев, при этом их консервация не обеспечена. В результате разрушается то, что уже сделано, а часть конструкций расхищается.

 

Отмечено, что в формах отчётности содержится недостоверная или неполная информация, есть ошибки, неточности и недостатки в заполнении граф, в результате не существует полностью достоверных данных о количестве объектов незавершенного строительства, сметной стоимости, а также объёмах бюджетных средств, необходимых для их завершения.

 

В августе 2017 года по распоряжению губернатора области была создана рабочая группа, задача которой — решить все вопросы, связанные с проблемами незавершённого строительства. Она рассмотрела планы областных министерств по списанию и сносу ряда объектов, хотя, как отмечает КСП, сроки выполнения этих работ не определены.

 

В числе причин сложившейся ситуации КСП называет неисполнение требований, регулирующих порядок подготовки и начала бюджетных инвестиций; начало строительства или реконструкции без необходимой разрешительной документации; отсутствие финансирования для завершения строительства объекта; осуществление вложений в новые объекты, когда аналогичные ещё не достроены; принятие неверных решений по выбору приоритетных проектов и способов их реализации; некачественное проведение подготовительных работ.

 

Указано, что имеют место случаи, когда объекты вводились в эксплуатацию без проведения всех предусмотренных проектом работ, в уже сданных объектах обнаружены нарушения и дефекты.

 

По результатам проверки КСП предлагает правительству области: разработать и утвердить положение по учёту объектов незавершённого строительства; определить орган, который будет заниматься учётом; подвести итоги инвентаризации объектов незавершённого строительства и наметить необходимые действия по их поэтапному сокращению; провести инвентаризацию уже выполненных работ и оценить необходимость корректировки проектной и сметной документации на остаточный объём и ряд других мер.

 

Отчёт КСП сначала рассмотрели на заседаниях комитетов по транспортной, промышленной и информационной политике и по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. Итоговое рассмотрение состоялось на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. Оценку ситуации со стороны областного минстроя дала заместитель министра Елена Бондаренко. Она признала серьёзность проблемы: в ведении областного управления капитального строительства сейчас находится 160 объектов незавершённого строительства, 83 из них достраиваются, по 74 требуется особое решение. Рабочая группа действует, составлен план по разным группам объектов. Общий объём средств, необходимых для «разморозки» строительства — 88 млрд рублей. Многие объекты «незавершёнки» были начаты даже не годы, а десятилетия назад, — самая давняя история тянется с 1986 года. 31 объект необходимо списывать, но область не имеет на это полномочий.

 

Первый вице-губернатор Владимир Знатков привёл точку зрения правительства области на сложившуюся ситуацию. Он отметил: «незавершёнка» действительно копилась слишком долго, много объектов затормозилось в 2011—2012 годах, когда было резко сокращено финансирование строительства. Картина выглядела бы не столь удручающе, если бы область имела возможность списывать безнадёжные объекты, но такого права у неё нет. Правительство области подготовило обращение в федеральный Минюст, чтобы найти выход из ситуации.

 

Владимир Знатков привёл примеры долгостроев, судьба которых решилась положительно, — в их числе, в частности, областной перинатальный центр и бассейн в Северном районе. Он выразил уверенность, что к концу 2020 году с большинством объектов вопрос будет решён.

 

Председатель комитета Александр Морозов отметил, что этот вопрос, имеющий чрезвычайную важность, комитетом рассматривается не впервые, — все понимают, что у каждого объекта своя «история болезни». Депутаты согласились, что работа должна быть активизирована.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up