Нет предела интеллекту
«Ведомости» нашли в Новосибирске 5 отличных образовательных проектов для всех, кто хочет расширить свои культурологические горизонты
Для того чтобы расширить свои «культурологические горизонты», совершенно необязательно штурмовать по второму кругу вузы — достаточно начать посещать образовательные курсы, которые существуют в Новосибирске. Они рассчитаны на любую аудиторию и могут быть интересны и полезны для всех возрастов.
Театр «Старый дом» уверено движется в мейнстриме, запустив серию образовательных проектов — некоторые из них уже выложены в виртуальной медиатеке. Один из последних — это «Новая критика нового театра», спецкурс для тех, кто хочет разбираться в современном театре и понимать откуда «растут уши» у новых форм. Проект был запущен на площадке «Старого дома» вместе с Ассоциацией театральных критиков России и объединил темой театрального авангарда самых интересных молодых критиков. В его рамках прошли лекции Юлии Клейман, Алексея Киселёва и Антона Хитрова — признанных молодых «акул» театральной критики. К примеру, Алексей Киселёв, театральный критик и эксперт «Золотой маски», читает новосибирцам лекции о том, как советский театральный андеграунд получил своё продолжение в 1990-е, а потом дорос до знаменитого питерского театра АХЕ, и о том, как нынешние мэтры театральной педагогики от Сергея Женовача до Дмитрия Брусникина играли запрещённые пьесы в подвалах, на крышах и в троллейбусах.
Лекции новосибирских учёных, урбанистов и экологов послужили основой спектакля «Пыль» в «Старом доме».
Масштабный образовательный проект был запущен в рамках премьеры документального спектакля «Пыль» — совместно с ИЦАЭ Новосибирска. Содержательно он был связан с сюжетами, которые исследуют авторы спектакля. Среди тем — архитектура, урбанистика, социология, археология, фольклор, новые технологии и нейросети. Остаётся добавить, что все эти лекции рассчитаны на широкого слушателя, желающего раздвинуть свои культурологические горизонты. Любой желающий, зайдя на сайт oldhouse.tilda.ws , поймёт, куда ему хочется поплыть в образовательном потоке. Там же можно познакомиться с расписанием ближайших лекций.
Новосибирские подростки пробуют свои силы в сценарном мастерстве в театре «Глобус».
Подростковую тему «качает» театр «Глобус», запустив специальный ток-проект «ПодросТок»: его главная миссия — убедить молодых да ранних, что в стране есть драматурги, которым интересны их проблемы, и заодно обучить их азам драматургического искусства.
— Мне как-то принесли стопки пьес для детей и подростков, — рассказывает главный режиссёр «Глобуса» Алексей Крикливый. — Мы прониклись этими пьесами и решили проверить их на подростках, для которых они пишутся. Возникла идея создать фокус-группу из 30 ребят из разных социальных слоев — нам важно было понять, на какие темы подростки готовы или не готовы говорить сегодня. Это был совершенно захватывающий опыт: мы часто не знаем, о чём думают наши дети, и тут мы столкнулись с абсолютно свободным сознанием. Обсуждения проходили так интересно, что было решено на протяжении всего проекта проводить их регулярно. Про какие-то пьесы сами подростки говорили, что они устарели по языку, и предлагали свои варианты.
После читок наступил второй этап: организаторам стало интересно, как из этих пьес сделать спектакли — так возникла идея лаборатории «Современная российская драматургия для подростков — путь к зрителю». Теперь в планах — привлекать новых режиссёров, писать вместе с ребятами пьесы, презентовать их в форме эскизов и говорить с подростками на важные и откровенные темы, приглашая к обсуждению специалистов по возрастной психологии. Ребята пробуют свои силы и в роли драматургов.
На базе «Глобуса» прошёл и первый курс «Школы театрального блогера», когда группа молодых людей училась у театрального критика Елены Ковальской владеть «словом театральной рецензии». Сегодня образовательную эстафетную палочку у «Глобуса» перехватил «Старый дом», открыв новый класс «Школы театрального блогера» с Алексеем Киселёвым в роли учителя.
Вот уже три года занимаются просветительской деятельностью эксперты Новосибирского открытого университета, читая лекции и проводя семинары-обсуждения на различные гуманитарные темы. Вот что говорят организаторы НОУ о своём детище: «НОУ — это инициативное объединение учёных, искусствоведов, культурологов, специалистов в различных — преимущественно гуманитарных — отраслях знаний, ставящее своей целью организацию планомерной просветительской работы, посвящённой увеличению доступности новых знаний для максимально широких кругов общества».
Лекции в НОУ проходят на регулярной и бесплатной основе — образовательный цикл формируется из набора экспертных курсов, которые слушатель выбирает самостоятельно. К примеру, лекции психоаналитика Екатерины Затримайловой и психолога Анны Павловец, посвящённые деятельности Карла Юнга, собирают любителей разобраться в себе, а курс историка Дмитрия Холявченко о развитии американского общества был рассчитан на публику, интересующуюся этой проблематикой. Расписание лекций в НОУ можно найти в книжных магазинах «Капитал» и «Плиний Старший», а также в группах университета в соцсетях. Расписание текущих лекций на сайте smartafisha.ru.
«Открытая кафедра» — пространство для закалки интеллекта.
Образовательный проект «Открытая кафедра» соединил в себе усилия шести филологов-литературоведов, решивших открыть «сундуки» своих знаний для широкой публики. Одна из его основателей Наталья Ласкина — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе НГПУ — даже покинула университет, чтобы создать лучшую альтернативу изжившей себя учебной системе.
— Сегодня очень много столкновений между публикой и художниками, — считает Наталья Ласкина. — В «Открытой кафедре» мы попробуем помочь людям не испытывать ужасный шок, когда они сталкиваются с чем-то новым в культуре. Люди приходят на спектакль, они видят, что это что-то странное, и не знают, как реагировать на это странное, они пугаются, начинают что-то об этом писать, агрессивно говорить... Но чтобы выразить своё впечатление, нужно нечто большее, чем просто «какой ужас». Я точно знаю: чтобы человек научился писать, он должен много читать. Чтобы человек научился говорить, он должен слушать.
«Открытая кафедра» исходит из идеи «открытого произведения», возможного только в бесконечном живом диалоге, когда эксперты помогают читателям, зрителям и слушателям стать равноправными участниками культурной жизни. Поэтому все лекции имеют курсовой характер и направлены на то, чтобы систематизировать знания слушателей, восполняя их культурологические проблемы. Расписание лекций, а также расценки (это образование не бесплатное!) можно узнать на сайте ok.academy.
В художественном музее можно расширить свои культурологические горизонты.
Библиотеки по-прежнему остаются культурным очагом, где можно не только книжку почитать, но и умных людей послушать. Вот, к примеру, областной фонд поддержки и развития русского языка «Родное слово» приглашает всех желающих на бесплатные лекции в Новосибирскую государственную областную научную библиотеку. Кроме учебных курсов из серии «Речевое развитие ребёнка в семье» лекторы знакомят слушателей с неизвестными фактами из биографий знаменитых писателей и раскрывают тайны отдельных произведений. Расписание лекций можно найти в гардеробной библиотеки и на сайте ngonb.ru.
На постоянной основе работает лекторий в Новосибирском художественном музее — свой образовательный проект создатели позиционируют как «интеллектуальный досуг для любителей красоты». К примеру, лекционная программа «Краткая история искусства» посвящена рассказу об основных этапах в истории развития изобразительного искусства — наследию древнейших цивилизаций и эпохи античности, средних веков и эпохи возрождения, новому времени и модернизму. А программа «Гений и место» включает в себя рассказы о том, «как художники были вдохновлены воздухом, красками, изгибами дорог и рек, звуками сёл и городов, преданиями и памятниками архитектуры, характерами, привычками, жестами жителей тех мест, где работали мастера». С расписанием лекций можно познакомиться на сайте nsartmuseum.ru.
Наталия ЧЕРНОВА | Фото Валерия ПАНОВА