10.09.18

Над обрывом времени

В театре «Красный факел» произошёл взрыв на солнце

 

 

Соседи по кампусу встречают миллинеум.

 

Начало театрального сезона краснофакельцы открыли премьерой спектакля «Дети солнца» — по одноимённой пьесе Максима Горького в постановке Тимофея Кулябина. И если горьковские герои метались в душном предгрозовом пространстве, когда «верхи не могут, низы не хотят», то кулябинские оказались в герметичном пространстве кампуса Стенфордского университета на стыке-разрыве двух эпох — XX века и миллениума. «Темы оторванности интеллигенции от народа, на мой взгляд, больше просто не существует — в том виде, в котором это написано у Горького, — считает режиссёр. — А вот ощущение водораздела, порога, предчувствие резкого скачка мне хорошо знакомо, оно живёт во мне как ясное и близкое воспоминание о рубеже веков, которое зовётся миллениумом. В это время и произошла технологическая революция, которая изменила и продолжает менять нашу с вами жизнь».

 

Жизнь Павла Протасова (Павел Поляков) сосредоточена в мониторе компьютера.

 

Тимофей Кулябин большой мастер по преобразованию пространств и временных перемещений героев, когда «захватанный» классический текст вдруг обретает новое звучание, сохраняя свою идентичность. Вот и текст Максима Горького избавился от откровенной языковой архаики и второстепенных сюжетных линий, став пронзительной молитвой людей, оказавшихся на краю временного обрыва, когда — или к звёздам, или в бездну.

 

Объяснение Бориса Чепурного (Андрей Черных) и Лизы Протасовой (Ирина Кривонос).

 

Для учёного Павла Протасова (Павел Поляков) миллениум — это стартовая площадка для стремительного взлёта интеллектуальной мысли, когда вся жизнь сосредотачивается в мониторе компьютера, ибо там, в непостижимых формулах и алгоритмах, бьётся пульс новой жизни. По легенде, придуманной режиссёром, Протасов разрабатывает алгоритм облачного хранения данных, и мы уже знаем, как «цифровое облако» изменило нашу жизнь. Как все гении, Протасов — не приспособленный к реальной жизни инфантил, взваливший всю ответственность за своё «земное пребывание» на плечи жены Елены (Дарья Емельянова). «Лена, почему эта женщина целует мне ногу? Мы ведь с ней даже на «ты» не перешли!» — с детской непосредственностью вопрошает Протасов, удивлённый выходкой влюблённой в него Мелании Кирпичёвой (Екатерина Жирова). И ультимативно выпячивает свой эгоизм на решение жены уйти от него: «Лена, я могу только работать или думать, что ты ушла. Мне нужно работать. Не уничтожай мою жизнь». Его поведение — это поступки астронавта, открывающего новые планеты и вычислившего верный путь на звёздной карте, поэтому ему нет дела до всех этих рефлексий и соплей, коими страдают его близкие и соседи по кампусу. У сестры Лизы (Ирина Кривонос) окончательно едет крыша? Очень жаль, но мне нужно работать. Над временным обрывом пытаются выжить родные люди Протасова, судорожно хватая ртом воздух, но он уже несётся ввысь, закованный в непробиваемый скафандр своего интеллекта. Миллениум всех расставляет по своим местам.

Елена Протасова (Дарья Емельянова) пытается восполнить одиночество.

 

Всем остальным героям спектакля уготована незавидная участь людей, потерявших «точку сборки» и не сумевших использовать момент перехода для резкого рывка вверх. Елена Протасова пытается обратить на себя внимание мужа, позволяя влюблённому в неё Дмитрию Вагину (Константин Телегин) небольшие вольности и играет роль ангела-миротворца, заботясь о психологическом комфорте обитателей кампуса. Но терпит сокрушительное фиаско в борьбе за мужа и «летит» с обрыва в свободном полёте страха и одиночества. Сестра Лиза, пережившая по режиссёрской легенде московский теракт 1996 года, не может вылезти из скорлупы своих надуманных комплексов из серии «кому я нужна такая страшная?» и, став причиной самоубийства учёного Бориса Чепурного (Андрей Черных), окончательно теряет рассудок. У людей пропадает почва под ногами, и их будущее становится таким же зыбким, как прогнозы о грядущем конце света в 2000 году.
 

О сценографии «Детей солнца» хочется сказать особо. Это даже не декорации в привычном понимании этого слова, а, как сказал художник-постановщик Олег Головко, смоделированная реальность. Действие происходит в четырёх комнатах кампуса (привет, Тарантино!), выстроенных на выдвигающихся фурах. Над каждой комнатой — электронные часы — герои спектакля, независимо от «общего» времени, живут в своём временном измерении: кто-то застрял в прошлом, кто-то опережает настоящее. И эта игра со временем только усиливает общий экзистенциальный драматический фон — мы все одиноки в космосе бытия, несмотря на соседние комнаты… И когда ты ощущаешь этот факт физически, то нестерпимым спазмом сжимается что-то бессмертное в районе груди.
 

Наталия ДМИТРИЕВА
Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО, предоставленные пресс-службой театра «Красный факел»

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика