На что жалуетесь?
С какими жалобами жители Новосибирской области обращаются в Роспотребнадзор?
В 2017 году специалисты Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области выявили 3 876 нарушений потребительского законодательства. Результатом 939 проверок стало возбуждение более 1 400 дел об административных правонарушениях, вынесение более 1 300 постановлений по делу об административном правонарушении на общую сумму 4,9 млн рублей, внесение 423 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению таких нарушений. 61 исковое заявление направлено в суды. Об этом депутатам комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения рассказал руководитель федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Александр Щербатов. В феврале 2018 года парламент Новосибирской области принял закон, предоставляющий депутатам право заслушивать руководителей территориальных подразделений федеральных органов власти, — и этот отчёт стал первым в ряду подобных. Руководитель ведомства сообщил, что в сфере торговли основная часть жалоб (91%) связана с рынком непродовольственных товаров (отмечается рост нарушений при продажах через интернет — в 2017 году он составил 13,5% от общего числа). Люди указывают на ненадлежащее качество товара, несоответствие цен на ценниках или их отсутствие, не вовремя доставленный товар, отказ предоставить книгу жалоб. Среди обращений в сфере услуг треть касается финансового рынка. В 2017 году таких жалоб поступило 645. Чаще всего в них упоминаются Сбербанк (13%) и ВТБ-24 (12,4%). Заявители жаловались на навязывание услуг страхования, безакцептные списания с банковского счёта и другие нарушения.
Работу по защите прав потребителей в регионе осуществляет центральное отделение в Новосибирске и 8 территориальных отделов в районах области, в которых трудятся всего 42 специалиста. Полномочиями в сфере защиты прав потребителей обладают и местные исполнительные органы. Достаточно большие полномочия есть и у общественных объединений. Всего в регионе их создано 18, но только одно на территории области — в Искитиме, остальные — в Новосибирске. В подавляющем большинстве случаев (почти 90%) на нарушения жалуются новосибирцы. Наиболее проблемные территории — Центральный округ, Октябрьский и Ленинский районы.
— Общественные организации потребителей сконцентрированы в Новосибирске и пригороде, вся область не охвачена. Не потому ли у нас такое малое количество обращений из сельских районов? — поинтересовался депутат Александр Семенюк.
— Служба в том составе, в котором она есть, вопросы не решит, — считает депутат Вячеслав Журавлёв. — У меня также есть сомнения в действенности заявительного принципа работы службы. Основной принцип: обратились — среагировали. А кто допустил нарушения, почему, что сделать, чтобы этого не повторилось?
По словам Александра Щербатова, региону необходима собственная программа, которая охватит все стороны защиты прав потребителей — в частности, обяжет муниципальные образования активнее работать с людьми, поставит более чёткие цели перед общественными советами в районах, даст больше стимулов для общественников.
Звучали также мнения о том, что решение многих проблем находится и в зоне ответственности структур, оказывающих услуги, и в усилении контроля за этим со стороны местных органов.
— Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области необходимо ускорить разработку и утверждение региональной программы по защите прав потребителей в Новосибирской области на 2019—2023 годы, — считает председатель комитета по соцполитике Игорь Гришунин. — Через месяц мы попросим их представить предварительный вариант проекта программы.
Любовь ЩЕРБАНЕНКО