28.02.19

На приёме будущего

В регионе успешно реализуется проект «Бережливая поликлиника»

Открытое пространство регистратуры способствует здоровым коммуникациям.

 

В своём последнем Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин похвалил проект «Бережливая поликлиника», сказав, что внедрение новых стандартов позволит сократить время ожидания пациентов в очередях в 3-4 раза. Но посетовал, что медучреждений, работающих по новым стандартам, слишком мало. «Такие поликлиники скорее исключение, чем правило по стране, — констатировал глава государства. — Надеюсь, что к 2021 году мы переведём на новые стандарты по крайней мере все детские поликлиники».

 

В Новосибирской области этот процесс уже активно запущен, и недавно «Ведомости» убедились в этом, побывав на «приёме будущего» в поликлиническом отделении №3 Городской клинической больницы №2.

 

В проекте «Бережливая поликлиника» уже задействовано 29 учреждений. В 2019 году добавится ещё 7, а к 2024 году все медицинские учреждения будут объединены в единую современную систему управления.

 

Эти длинные «папирусы» — результат мозгового штурма сотрудников поликлиники, которые высчитывали потери первичного приёма. 

Неслабое звено

Проект «Бережливая поликлиника» был запущен минздравом НСО в ноябре 2016 года. Его цель — повысить доступность и качество медицинских услуг, улучшить работу лечебных учреждений, а самое главное — оптимизировать работу регистратуры, которая является самым «слабым звеном» в цепочке «пациент-врач-помощь». Этот медицинский проект родился из понятия «бережливое производство», завоевавшего пять лет назад все передовые российские предприятия, где с помощью специальных тренеров были просчитаны до миллиметра все потери, ведущие к сбою рабочего процесса. В минздраве решили, что такие подходы можно эффективно запустить в первичном звене здравоохранения, на работу которого больше всего жалоб, и проект получил зелёный свет.

 

— Прежде всего мы выявили основные проблемы при подготовке этого поликлинического отделения к внед­рению проекта, — рассказала руководитель регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи Елена Белугина. — Среди основных недостатков были маленькое пространство для хранения амбулаторных карт, длительное время ожидания пациента в очереди на забор крови, очереди в регистратуру и отсутствие сall-центра.

 

Главный врач Городской клинической больницы №2 Любовь Шпагина вспомнила, как специалисты бегали по поликлинике с секундомером в руках, высчитывая потери времени, — начиная с гардероба и заканчивая врачебным приёмом. Результаты повергли всех в шок: чтобы попасть на первичный приём, пациент тратит кучу своего времени и нервов, а значит, прощается с частью здоровья. В принципе такая картина давно уже обыденность для российских поликлиник.

 

— Для нас это самая больная тема. Как говорят, что театр начинается с вешалки, так и медицинское учреждение начинается с регистратуры, — констатировал министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов.

 

 

Любовь Шпагина и Константин Хальзов на приёме у терапевта в новом кабинете.

Открытое пространство

Таким образом, были выбраны приоритетные направления: снести «стену» между пациентом и регистратурой, превратив её в открытое пространство, освободить регистраторов от входящих звонков, посадив на это место операторов сall-центра, и организовать марш­рутизацию пациентов при прохождении диспансеризации и профосмотров. И, конечно, сделать капитальный ремонт.

 

— Поликлиника полностью поменяла свой облик, — участковый врач-терапевт Тамара Ковалевская показывает журналистам свой светлый кабинет. — Изменилось многое. Начиная от регистратуры, и дизайн, и мебель. Всё это благоприятно действует на пациентов, создаёт психологический фон. Пациенты радуются, особенно бабушки и дедушки, как маленькие дети.

Теперь в обычной поликлинике на Кошурникова есть современная зона комфортного пребывания с удобными креслами-стульями, пол с нескользким покрытием, сall-центр с операторами, открытое пространство регистратуры, кабинеты профилактики и доврачебного приёма и общая атмосфера чистоты и здоровья. В ближайшее время здесь, как и в МФЦ, появятся талоны, а также вызов пациента в нужный кабинет по громкой связи. Любовь Шпагина говорит, что во время тестирования электронной громкой связи нареканий со стороны пациентов из серии «зачем нам это нужно?» не было вообще — все были довольны.

 

— Мы очень горды тем, что у нас появился кабинет доврачебной помощи, — делится радостью главный врач. — Теперь не нужно занимать очередь к терапевту — чтобы получить справку для занятий в бассейне, фельдшер в этом кабинете может осмотреть пациента и выдать ему необходимые выписки и справки. Работает кабинет профилактики, это очень важное направление, которому, к сожалению, не уделяли большого внимания. Благодаря ему удалось сократить время прохождения обследования в рамках диспансеризации с 12 до 5 дней. Здесь пациент может пройти полный комплекс обследований. За исключением флюорографии, маммографии и смотрового кабинета для женщин. Доступная и качественная медицинская помощь невозможны без мотивации людей, без создания условий для ранней диагностики.

 

Все карточки пациентов будут оцифрованы.

Время ожидания истекло

Среднее время обслуживания от порога клиники до кабинета после внедрения «бережливых технологий» уменьшилось в пять раз, а очереди в регистратуру практически исчезли. Сейчас все данные пациентов заносят в электронную базу и оцифровывают больничные карты.

 

— Не надо бегать, искать, какие анализы и когда сдал пациент, — говорит медицинская сестра Ирина Небылицина. — Я посмотрела в базе, в программе всё есть, доступно, можно распечатать. Да, иногда программа подвисает, но надеемся, что со временем всё придёт в норму. Теперь врач может уделить пациентам в два раза больше внимания.

 

— Главная цель этого проекта — создать абсолютно комфортные и удобные условия для наших пациентов, — убеждён министр здравоохранения Константин Хальзов. — Сегодня я увидел, как новые технологии, внедрённые в поликлинике, делают пребывание пациента в ней максимально комфортным и приятным. Я оценил работу, проведённую в поликлиническом отделении ГКБ №2, как великолепную. В такую поликлинику хочется приходить, так должно быть везде.

 

Наталия ЧЕРНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up