23.10.18

На автобус-метро рассчитайсь!

Вопрос повышения тарифа на проезд в общественном транспорте — лишь вершина «айсберга» проблем отрасли, обозначенных депутатами Законодательного собрания

270 миллионов человек из 435 миллионов пассажиров перевезли в 2017 году немуниципальные (частные) перевозчики. На долю метро приходилось 80 миллионов пассажиров (18,4%), «Горэлектротранспорт» перевёз 74 миллиона человек (17%).

 

Даже если оставить за скобками Москву, по сравнению с другими городами-миллионниками в Новосибирске один из самых низких тарифов на проезд в общественном транспорте: 18 рублей в трамваях и троллейбусах, 20 рублей — в метро. В Екатеринбурге, например, тариф на все виды транспорта составляет 28 рублей. Почему у нас почти четыре года тариф не повышается, и чем это может грозить всей системе пассажирских перевозок в областном центре, разбирались депутаты комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике.

«Бедные» и нечестные

Т арифы на проезд в общественном транспорте в Новосибирске последний раз повышали в феврале 2015 года — более трёх с половиной лет назад. Логично, что разговоры о необходимости нового повышения в транспортном сообществе начали возникать уже во второй половине 2016 года. По мнению перевозчиков, и с ними можно согласиться, при росте цен на горючее, масла, запасные части и оплату труда, полтора-два года — нормальная периодичность для повышения тарифа. Но попытки перевозчиков как-то широко развернуть эту тему почему-то тихо и быстро гасли. Ясность внёс Владимир Городецкий, в то время губернатор Новосибирской области. На одной из пресс-конференций он подчеркнул, что очень многие частные перевозчики подают недостоверные финансовые данные о своей деятельности, не «заслуживая» тем самым, повышения тарифа. А по нашим региональным законам выборочного повышения тарифа, отдельно для электротранспорта или муниципальных автобусов, не предусмотрено. Тогда заработали некие специальные комиссии, рабочие группы, но показывать истинную зарплату своих водителей и прочие расходы перевозчики упорно не хотели.

 

Ситуация парадоксальная, но только на первый взгляд. В частных предприятиях сидят люди, умеющие считать не государственные, а свои личные деньги. И, видимо, сокрытие реальной бухгалтерской отчётности и недоплачивание налогов для них выгоднее, чем гипотетическое повышение тарифа на 2—3 рубля. Прошёл уже 2017 год, начался нынешний, голоса муниципальных перевозчиков, буквально кричащих о своём бедственном положении, становились всё громче, но многие частники продолжали гнуть свою линию, накладывая своеобразное «вето» на повышение тарифа. К несомненной радости пассажиров, регулярно пользующихся общественным транспортом, но никак не всей отрасли, которая продолжала нести убытки. Хотя и здесь тоже возникли вопросы…


КОММЕНТАРИЙ

Валерий ИЛЬЕНКО, заместитель председателя Законодательного собрания:

— Я хочу, чтобы все услышали — депутаты не требуют повышения тарифа. Нам нужно понимать, как вывести отрасль пассажирских перевозок из кризиса. У немуниципальных перевозчиков износ техники 60 процентов, такого никогда не было.

Урок тарифной математики

Поводом для очередного рассмотрения этого вопроса на заседании транспортного комитета заксобрания стало коллективное обращение к депутатам перевозчиков (преимущественно — муниципальных, но не только) и областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Учитывая, что региональный парламент не устанавливает размер тарифа, главный ответ на комитете держала заместитель начальника департамента по тарифам Новосибирской области Елена Марунченко. Она сказала, что полный комплект документов от перевозчиков, на основании которых принимается решение о повышении или неповышении тарифа, получен 1 сентября 2018 года, сейчас ведётся анализ и готовится экспертное заключение. Марунченко отметила, что по сравнению с прошлыми годами есть плюсы — многие стали показывать более высокую, то есть реальную зарплату. Но и проблемы остаются: нет раздельного учёта перевозки пассажиров за наличный и безналичный расчёт, идёт завышение фактических расходов перевозчиков, остаются проблемы с ведением бухгалтерии. По каждому такому случаю идёт дополнительное разбирательство, что, конечно же, затягивает процесс. Отвечая на прямой вопрос депутатов: «Когда уже, наконец, мы узнаем реальную стоимость проезда на всех видах транспорта?», — Марунченко пообещала, что всё будет сделано до конца октября.

 

Вопрос о реальной стоимости проезда не случаен, потому что тот же муниципальный транспорт, по данным заместителя мэра Новосибирска Данияра Сафиуллина, ежегодно несёт гигантские убытки. Более-менее сводит концы с концами метрополитен, а вот убытки МУП «Горэлектротранспорт» Сафиуллин оценил в 600 миллионов рублей, ПАТП-4 (муниципальные автобусные маршруты) — в 280 миллионов. При этом, по словам вице-мэра, себестоимость проезда в муниципальных автобусах в два раза выше тарифа — 39,4 рубля. И при продолжающемся росте цен на ГСМ и запчасти этому сегменту перевозок грозит крах. Ниже себестоимость в троллейбусах и трамваях, но всё равно она превышает тариф, однако там другая проблема — износ парка техники под 90% и на масштабное обновление просто нет средств.

 

Такие цифры звучат не впервые, и если принять их на веру, то ситуация действительно близка к краху, но как тогда расценивать слова Марунченко, заявившей, что «в 2015—2017 годах на основании данных, предоставляемых перевозчиками, повышения тарифа не требовалось»? Неужели всё так резко ухудшилось в 2018 году или кто-то что-то недоговаривает или сгущает краски? Именно поэтому депутаты ещё раз попросили департамент по тарифам ускорить работу и рассчитать, наконец, адекватный, обоснованный тариф на проезд в каждом виде транспорта.

Повышение — не панацея

В ходе обсуждения вопроса о тарифах депутаты комитета неоднократно повторяли, что стоимость проезда — это не панацея, не решение всех проблем, ведь корни «болезни» гораздо глубже. Председатель транспортного комитета Фёдор Николаев вообще задался вопросом, почему транспортный тариф постоянно уходит чуть ли не в политическую плоскость:

 

— Посмотрите, как решается вопрос в ЖКХ — это рутинная процедура повышения на уровень инфляции, и если все договорённости и постановления соблюдаются, то никаких вопросов не возникает. Почему бы нам так же не сделать и в сфере пассажирских перевозок?

 

Кстати, когда было повышение тарифов ЖКХ в 2015 году, депутаты рекомендовали тарифному департаменту разработать подобный регламент повышения тарифов на проезд, но этого так и не произошло.

 

Заместитель председателя Законодательного собрания, член комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко подчеркнул, что узнать настоящий, обоснованный тариф депутатам необходимо для того, чтобы заложить в бюджеты Новосибирска и области выпадающие доходы перевозчиков на проезд льготных категорий граждан, без чего никакой тариф ситуацию кардинально не исправит.

 

— Везде пассажирский транспорт дотируется, и если мы не будем этого делать, то кризис в отрасли не преодолеть, — сказал Ильенко. — Об этом нужно говорить, а не о том, 20 или 22 рубля будет стоить билет. У нас были заложены в бюджете этого года деньги на выпадающие доходы с учётом предполагаемого повышения тарифов. Но раз его не происходило, то была договорённость, что эти деньги будут идти на субсидирование перевозчикам приобретения нового подвижного состава. И они шли, были приобретены десятки новых автобусов, в том числе и в Новосибирске. И тут мы узнаём, что 125 миллионов рублей, остававшихся на этот год, минфин области решил потратить на другие цели, не связанные с транспортом. Извините, но так мы проблем не решим… А они в отрасли копились десятилетиями, и сегодня нужны не какие-то тарифные игры, а стратегическая программа развития пассажирского транспорта.

 

Обсуждение обращения перевозчиков не предусматривало обязательного решения комитета, однако депутаты высказали намерение продолжить разговор в начале ноября, когда департамент по тарифам пообещал подготовить экспертное заключение.

 

— По данным представителей мэрии Новосибирска, себестоимость проезда на разных транспортных предприятиях составляет от 25 до 39 рублей, — отметил, подводя итоги заседания, председатель комитета Фёдор Николаев. — Руководство областного департамента по тарифам представит нам расчёт обоснованности тарифа, затем уже будет приниматься решение: повышать тарифы на проезд или нет. Но самое главное, что я хочу напомнить депутатам Законодательного собрания и Совета депутатов города Новосибирска — необходимо намерение предусмотреть выпадающие доходы перевозчиков на проезд льготных категорий граждан в бюджетах будущего года.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика